Регулирование перевозок воздушным транспортом осуществляется в соответствии с международным законодательством, если перевозка носит международный характер, или с национальным законодательством, если она носит внутренний характер.

Воздушный транспорт имеет 3 уровня регулирования:

  • - национальное регулирование;
  • - межправительственное регулирование;
  • - международное регулирование.

Авиационные перевозки пассажиров в международном сообщении регулируются Варшавской конвенцией "Соглашение для унификации основных правил международных воздушных перевозок" от 12 октября 1929 г. с изменениями и дополнениями 1955 и 1975 гг. (в дальнейшем - Правила), а также Гаагским протоколом к ней и всеми текущими дополнениями и приложениями. Разработаны и применяются пакеты правил и норм, разработанные IATA. Национальное законодательство учитывает нормы Варшавской и Гаагской конвенций. Варшавская конвенция является основой для страхования пассажиров, почты и багажа на международных авиаперевозках.

4 ноября 2003 г. вступила в силу Монреальская конвенция, заключенная в 1999 г. Она отменила лимиты, установленные Варшавской конвенцией, по выплатам пострадавшим в авиакатастрофе и их родственникам. Эта конвенция ввела двухуровневую систему ответственности. Россия данную конвенцию пока не ратифицировала.

Среди правовых документов, Соглашение о международном воздушном транспорте (Чикаго, 1944), Соглашение о транзите по международным воздушным линиям (Чикаго, 1944), Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (Рим, 1952), Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна (Токио, 1963.).

Международные организации: Международная организация гражданской авиации (IСАО) и Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA).

При выполнении международных полетов экипажи воздушных судов России руководствуются:

В воздушном пространстве России:

  • - Воздушным кодексом РФ, Положением об пользовании воздушного пространства России, инструкцией по применению этого Положения;
  • - Основными правилами полетов в воздушном пространстве России и сборниками аэронавигационной информации по международным воздушным трассам. транспорт турист перевозка правовое

В воздушном пространстве иностранных государств:

  • - Конвенцией о международной гражданской авиации (Чикагской конвенцией, 1944), соответствующими международными стандартами, рекомендациями, а также правилами полетов иностранных государств, в воздушном пространстве которых выполняется полет;
  • - международными договорами России о воздушном сообщении и соответствующими разрешениями на полеты со стороны полномочных органов иностранных государств;
  • - Воздушным кодексом РФ и Основными правилами полетов в воздушном пространстве России, если их положения не противоречат правилам, установленным в иностранном государстве;
  • - сборниками аэронавигационной информации по международным воздушным трассам.

разработаны международные принципы организации воздушных пассажирских полетов, включая свободу полета над территорией или акваторией, находящейся под юрисдикцией других стран. Эти принципы, принятые в Чикаго на международной конференции по гражданской авиации, получили название "свободы воздухоплавания".

Полеты над водным пространством . Право полетов регулируется Конвенцией по морскому праву в целом и двусторонними соглашениями между государствами при полетах над их территорией, на которую распространяется государственный суверенитет.

Правовое обеспечение внутренних авиаперевозок. Регулирование воздушных перевозок во внутреннем сообщении России осуществляется Воздушным кодексом РФ, который был принят 19 февраля 1997 г.

Правовое регулирование железнодорожных перевозок туристов. В 1921 г. под эгидой Лиги Наций в Барселоне (Испания) были приняты Конвенция и Статут о свободе транзита. Страны, принявшие конвенцию, обязывались способствовать друг другу в осуществлении транзитных перевозок по железным дорогам и воздушным путям сообщения.

Пограничные ж/д соглашения заключаются между железными дорогами граничащих стран.

Единая конвенция о международных перевозках (редакция 1980 г.), объединившая бернские конвенции, принятые в конце XIX в. рядом европейских государств. В ней отражены основные правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах в международном сообщении.

Ж/д перевозки, осуществляемые между различными государствами, регулируются также рядом многосторонних и двусторонних соглашений, заключенных на правительственном уровне уполномоченными госорганами.

Объединения: Организация сотрудничества железных дорог, основанная в 1956 г. В настоящее время в нее входят более 19 стран.

Международная ассоциация ж/д конгрессов, созданная еще в 1885 г. Ее основная цель - проведение конгрессов для обмена опытом по актуальным проблемам ж/д транспорта, опубликование и распространение технической информации.

Международный союз железных дорог, созданный в 1922 г. В 1975 г. была создана Международная конференция по пассажирским тарифам. Эта неправительственная организация занимается выработкой и согласованием тарифов на перевозки грузов и пассажиров между европейскими странами.

Существует также целый ряд региональных объединений, занимающихся вопросами технического и технологического обслуживания пассажирских и грузовых ж/д перевозок: Европейская конференция министров транспорта, Латиноамериканская ж/д ассоциация, Союз африканских железных дорог, Ассоциация высокоскоростного движения на ж/д транспорте и др.

Основными документами, регулирующими ж/д перевозки во внутреннем сообщении, являются Федеральный закон от 25 августа 1995 г. "О федеральном ж/д транспорте", Устав ж/д транспорта РФ (от 10 января 2003 г.), Федеральный закон от 17 августа 1995 г. "О естественных монополиях", Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном ж/д транспорте (oт 11 марта 1999 г.) и др.

Последний Устав ж/д транспорта был принят Госдумой в январе 2003 г. Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур ж/д транспорта общего пользования, владельцами ж/д путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами ж/д транспорта общего пользования и необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

Перевозки пассажиров осуществляются на основании договоров, заключенных между ними и перевозчиком.

Правовое регулирование автомобильных перевозок. Женевская международная конвенция (Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки). Соглашение о Международной нерегулярной перевозке пассажиров автобусами. Европейское соглашение о международных магистралях и Европейское соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах. Конвенция о дорожных знаках и сигналах.

Международное Европейское соглашение - касается работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.

Европейская конференция министров транспорта, организованна в целях предоставления органам, ответственным за принятие решений по транспортной политике, основ, необходимых для обмена идеями путем прямых консультаций.

Международного союза автомобильного транспорта. Цель защиту интересов национальных и международных автомобильных пассажирских и грузовых перевозчиков.

В России в 1974 г. учреждена Ассоциация международных автомобильных перевозчиков.

Российские нормативно-правовые акты, регулирующие международные автобусные перевозки: ФЗ "О госконтроле за осуществлением международных автобусных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"; Постановления Правительства РФ "О госконтроле за осуществлением международных автомобильных перевозок", "О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам РФ"; Приказ Минтранса РФ, "О мерах по повышению эффективности взаимодействия Российской транспортной инспекции, Минтранса России, в автомобильных пунктах пропуска через госграницу РФ".

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом во внутреннем сообщении регулируется: "Уставом автомобильного транспорта РФ"; "Временными правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ"; Положением "Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами Минтранспорта РФ".

Правовое регулирование перевозок туристов морским транспортом. Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и багажа. Россия является участницей этой конвенции. В документе предусмотрена ответственность перевозчика за ущерб, причиненный в результате смерти пассажира или нанесения ему телесных повреждений, а также в результате утраты или повреждения багажа.

Вопросы морского судоходства находятся в компетенции международной морской организации International Maritime Organization (IMO). Эта организация занимается разработкой актов в области морских перевозок, имеющих международный статус. В результате ее деятельности были ратифицированы многие конвенции: Международная конвенция об охране человеческой жизни на море, Международная конвенция об унификации некоторых правил перевозки морем багажа и пассажиров, Международная конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем, Международная конвенция о поиске и спасении на море и др.

Кодекс торгового мореплавания РФ. Согласно этому документу, под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промысла водных биологических ресурсов; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской и ледокольной проводки; поисковых, спасательных и буксирных операций; подъема затонувшего в море имущества; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей.

Если морская перевозка носит круизный характер, то договор о ней сопровождается рядом дополнительных соглашений, касающихся сферы обслуживания клиента: питания, развлечения, экскурсионной программы.

Правовое регулирование перевозок туристов речным транспортом.

Перевозки пассажиров внутренним водным транспортом регулируются Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, который был принят в феврале 2001 г. Положения кодекса распространяются на внутренние водные пути России и размещающиеся на них судоходные гидротехнические сооружения; порты, расположенные на внутренних водных путях РФ; суда и иные плавучие объекты.

Кодексом предусмотрена возможность аренды судов на основании договора, заключенного между лицом, сдающим судно в аренду, и лицом, принимающим его в аренду. Более подробно эти вопросы отражены в Правилах оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденных в феврале 2003 г.

По видам и разновидностям услуги перевозки можно разделить на:

а) наземные виды перевозок:

перемещение и перевозки с помощью мускульной силы человека (пешеходные, лыжные, велосипедные, рикши);

с помощью животных (вьючные, тягловые, под седлом);

механические средства:

автомобильный транспорт (колесный, шнековый, гусеничный и иной);

рельсовый транспорт -- железные дороги, метро, трамваи, фуникулеры, канатные дороги;

средства транспорта на воздушной подушке;

б) воздушные виды перевозок:

воздушные шары и дирижабли, планеры и дельтапланы, парашюты;

вертолеты;

самолеты малой авиации, гидросамолеты, широкофюзеляжные самолеты, сверхзвуковые лайнеры;

космические аппараты;

в) перевозки водным речным и морским транспортом:

плоты и гребные лодки;

парусные суда;

лодки и суда маломерного флота с механическим приводом;

речные и морские суда;

суда на воздушной подушке;

подводные суда.

Все виды и подвиды перевозок имеют множественные варианты их использова-ния и технические средства реализации.

Сравнение эффективности различных видов перевозок.

Объёмы перевозок

Каждый из видов перевозок имеет свою историю, этапы становления и развития способов, методов, конструкций аппаратов и средств. Вид и средство перевозки выбирается и применяется по необходимости и рациональности -- сообразно особенности условий среды, рельефа местности, климатических условий, целей и назначения, скорости и пассажировместимости средств перемещений и перевозок, а также и уровня платежеспособности потребителя.

По состоянию на 2000 г. туристских и пассажирских перевозок в мире с достаточной степенью приближения можно дать следующую оценку распределения транспортных потоков перевозок механическими средствами:

автомобильные перевозки 41%

воздушные перевозки 44%

железнодорожные перевозки 7%

морские и речные перевозки 8%

Наиболее оптимальный вариант - путешествие по железной дороге. При этом пассажир садится в поезд на вокзале в центре одного города и прибывает на вокзал в центре другого. При железнодорожных вокзалах имеются станции метро, трамвая и такси, позволяющие быстро добраться в любой район назначения.

На близкие расстояния выгодно перемещаться либо пешком, либо на велосипедах. На расстояния от 5 до 500 км рационально использовать автомобильные виды транспорта, от 30 до 1500 км -- железнодорожный транспорт, а авиация нерентабельна на расстояниях менее 500 км.

Однако при рассуждениях в оценке эффективности и разумности выбора вида перевозки следует придерживаться принципа -- «смотря где, когда, зачем и за сколько». В некоторых местностях нет альтернативы выбору вида транспортных средств. Во многих приполярных пространствах дорог нет, водный транспорт использовать невозможно по условиям ледовой обстановки и навигации, тогда используются либо вертолет, либо средства малой авиации, а местное перемещение - на оленях или собаках, если местность позволяет - то вездеход или транспортное средство на воздушной подушке.


Другим важным фактором в системе перевозок пассажиров и туристов является подвижность населения, что зависит от традиций, обычаев и образа жизни населения и, что немаловажно, его платежеспособности. В СССР стоимость перевозки была низка адекватно платежеспособности населения, подвижность населения была высока, транспорт загружен сверх нормы. В постперестроечный периоде России возник кризис в связи несоответствием доходов населения и стоимости перевозки, платежеспособность населения в этом смысле снизилась, адекватно уменьшились объемы транспортных пассажирских и туристских перевозок.


Билет.

Правовое регулирование перевозок туристов различными видами транспорта.

Авиационные перевозки пассажиров в международном сообщении регулируются Варшавской конвенцией "Соглашение для унификации основных правил международных воздушных перевозок" от 12 октября 1929 г. с изменениями и дополнениями 1955 и 1975 гг. (в дальнейшем - Правила), а также Гаагским протоколом к ней и всеми текущими дополнениями и приложениями. Разработаны и применяются пакеты правил и норм, разработанные IATA. Национальное законодательство учитывает нормы Варшавской и Гаагской конвенций. Варшавская конвенция является основой для страхования пассажиров, почты и багажа на международных авиаперевозках.

При выполнении международных полетов экипажи воздушных судов России руководствуются:
В воздушном пространстве России:
- Воздушным кодексом РФ, Положением об пользовании воздушного пространства России, инструкцией по применению этого Положения;
- Основными правилами полетов в воздушном пространстве России и сборниками аэронавигационной информации по международным воздушным трассам.

Наиболее полным документом в области международного ж/д сотрудничества является Единая конвенция о международных перевозках (редакция 1980 г.) В ней отражены основные правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах в международном сообщении.

Перевозки пассажиров осуществляются на основании договоров, заключенных между ними и перевозчиком. Согласно договорам перевозки, перевозчик обязан перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей; выдать багаж, грузобагаж лицам, управомоченным на их получение. Пассажиры при этом обязаны оплатить свой проезд и провоз багажа согласно установленным тарифам

Правовое регулирование автомобильных перевозок.

Перевозка пассажиров регулируется Конвенцией о договоре международной автомобильной перевозки. В соответствии с конвенцией при перевозке пассажиров перевозчик должен выдать пассажиру (группе пассажиров) индивидуальный или коллективный билет. В билете должны быть указаны название и адрес перевозчика, а также содержаться сведения о том, что договор подпадает под действие положений настоящей конвенции даже при наличии каких-либо противоречащих этому оговорок. Если перевозчиком выдается багажная квитанция, в ней указывается количество и характер багажа, который ему сдается; при наличии просьбы пассажира выдача этой багажной квитанции является обязательной.

В России также принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих международные автобусные перевозки:
1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. "О госконтроле за осуществлением международных автобусных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (с изменениями от 2 января 2000 г.).
2. Постановление Правительства РФ от 31 октября 1998 г. "О госконтроле за осуществлением международных автомобильных перевозок"
3. Постановление Правительства РФ от 24 нюня 1998 г. "О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам РФ"

4. Приказ Минтранса России, ГТК России и ФПС России от 31 декабря 1999 г. "О мерах по повышению эффективности взаимодействия Российской транспортной инспекции, Минтранса России, ГТК России и ФПС России в автомобильных пунктах пропуска через госграницу РФ" и др.

Правовое регулирование перевозок туристов морским транспортом.
Согласно договору морской перевозки пассажира, перевозчик обязуется перевезти пассажира и его багаж из пункта отправления в пункт назначения. При этом пассажир обязан оплатить проезд и провоз багажа. Заключение данного договора удостоверяется билетом и грузобагажной квитанцией.
Пассажир имеет право перевозить с собой в каюте бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм и габаритов. Она именуется каютным багажом, и пассажир несет полную ответственность за его сохранность.
Пассажир имеет право в любой момент расторгнуть договор на перевозку. При этом ему возвращается полная сумма за вычетом комиссионных.
Если морская перевозка носит круизный характер, то договор о ней сопровождается рядом дополнительных соглашений, касающихся сферы обслуживания клиента: питания, развлечения, экскурсионной программы. Кодекс торгового мореплавания содержит также главу, посвященную договору фрахтования судна на определенное время (тайм-чартер). Этот договор является основным для туристских фирм и организаций.
По договору фрахтования судна судовладелец обязуется за определенную плату (фрахт) предоставить фрахтователю на определенный срок судно и услуги членов его экипажа в пользование для перевозки пассажиров, грузов и иных целей торгового мореплавания. При оформлении такого договора указываются: наименование сторон; цель фрахтования; название судна, его технические и эксплуатационные данные; район плавания; время и место передачи и возврата судна; стоимость фрахта; срок действия тайм-чартера.

Правовое регулирование перевозок туристов речным транспортом.
Перевозки пассажиров внутренним водным транспортом регулируются Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, который был принят в феврале 2001 г
В зависимости от вида маршрута устанавливается правила перевозок пассажиров и порядок их обслуживания. В любом случае между перевозчиком и пассажиром заключается договор перевозки. Пассажиру выдаются билет и багажная квитанция. При путешествии по туристским и экскурсионно-прогулочным маршрутам вместо билетов могут выдаваться путевки.
Продажа билетов может производиться заблаговременно или на текущие сроки. Предварительная продажа билетов в кассах осуществляется за 45 суток до начала перевозки.

Перевозчик может расторгнуть договор перевозки пассажира в установленном порядке при невозможности перевозки пассажира в порт назначения из-за форс-мажорных обстоятельств; вследствие задержания судна на основании решения соответствующих органов исполнительной власти или привлечения судна для госнужд; недоступности порта отправления и порта назначения для судна; из-за гибели судна или его насильственного захвата; при нарушении пассажиром правил оказания услуг и правил перевозки пассажиров или отказе пассажира от соблюдения таких правил.
При таком прекращении договора перевозчик обязан вернуть пассажиру стоимость приобретенного билета в полном объеме, если перевозочный процесс не состоялся.В пункте назначения багаж хранится бесплатно в течение 24 часов, после чего начисляется плата за его хранение.

Кодексом определяется ответственность перевозчика за нарушение договора о перевозке пассажира и его багажа. За задержку отправления пассажирского судна или опоздание его прибытия в пункт назначения перевозчик должен уплатить пассажиру по его требованию штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда.
Документационное обеспечение автобусных туров.
Как правило, российские фирмы работают с арендованными автобусами . Автотранспортное предприятие (АТП) и турфирма заключают между собой договор на аренду автобусов. Этот договор включает ряд вопросов: количество автобусов и машино-часов с разбивкой на выходные и будние дни,ориентировочная сумма платежей по договору; условия выделения автобусов; сроки подачи заявок и их формы; взаимные обязательства и ответственность сторон; маршруты, подлежащие обслуживанию; порядок взаиморасчетов и др. В договоре четко обозначаются обязанности сторон.

АТП обязуется осуществлять обслуживание туристов и экскурсантов:
- обеспечивать подачу автобусов в обусловленное заявкой время и место;
- предоставлять автобусы соответствующих заявкам марок, технически исправные, с опрятным внешним видом и соответствующим оборудованием;

Ответственность автотранспортного предприятия:
- при непредоставлении автобуса с АТП взимается вся плата за аренду автобуса и штрафы в соответствии с договором. Поступившие от пострадавших туристов иски удовлетворяются за счет ATП;
- при невыделении автобусов в количестве, указанном в заявке, АТП уплачивает турфирме штраф в размере 10% стоимости пользования автобусом, указанной в заявке или разовом заказе;
- выделение технически неисправного автобуса приравнивается к его непредоставлению;
- при опоздании автобуса к пункту его подачи на срок более 30 минут АТП уплачивает фирме штраф в размере 10% стоимости путешествия или экскурсии;
- АТП несет материальную ответственность за утрату, недостачу или повреждение принятого к перевозке багажа;
- в случае поломки автобуса в пути следования по туристско-экскурсионному маршруту АТП обязано в минимально короткий срок заменить неисправный автобус на исправный;
- время простоя по вине АТП в момент исполнения заявки не оплачивается.
Ответственность туристско-экскурсионной организации:
- при отказе туристского учреждения от использования автобусов в количестве, согласованном сторонами, фирма уплачивает АТП штраф в размере 10% стоимости пользования автобусами, указанной в заявке или разовом заказе;
- в случае порчи или повреждения автобуса, его оборудования и инвентаря туристами и экскурсантами представитель туристского учреждения и водитель составляют акт, удостоверяющий факт порчи или повреждения автобуса, его оборудования и инвентаря с целью взыскания с виновного причиненного ущерба в установленном порядке.
Забота о сохранности ручной клади, перевозимой в салоне автобуса, лежит на обязанности самих туристов и экскурсантов.
Особое внимание следует уделять вопросам оформления билетов. Автобусный билет может быть индивидуальным персонифицированным, индивидуальным на предъявителя, коллективным (групповым). Билет должен содержать необходимые атрибуты: наименование и реквизиты перевозчика, номер лицензии на право осуществления пассажирских и, если таковое необходимо, международных перевозок. В билете должны быть указаны основные условия перевозки и ссылка на Правила перевозки.

Руководитель тургруппы обязан: определять согласно списку туристов порядок посадки в автобус; открывать при необходимости вентиляционные люки и боковые стекла; совместно с водителем автобуса принимать меры по оказанию медицинской помощи туристам в пути следования, а при необходимости содействовать их госпитализации; проверять салон автобуса после окончания туристско-экскурсионных мероприятий; снимать туристов с маршрута за серьезные нарушения дисциплины и правил. Туристы должны быть предупреждены, что руководитель группы, экскурсовод и водитель автобуса не несут ответственности за сохранность их личных вещей.
Турист обязан выполнять правила пользования автобусами, требования водителя автобуса и руководителя группы. Он должен прибыть к месту подачи автобуса в установленное время, поддерживать в салоне чистоту и порядок, бережно относиться к оборудованию автобуса, соблюдать тишину при проведении экскурсий, немедленно известить водителя о неисправности автобуса.
Турист имеет право при наличии путевки провозить детей в возрасте до 5 лет - на автобусных экскурсиях, в возрасте до 12 лет - на многодневных автобусных путешествиях; провозить в салоне автобуса ручную кладь размером не более 60x40x20 см и весом до 30 кг и на одно место в багажном отделении - кладь размером не более 100x50x30 см и весом до 40 кг или рюкзак.

ГЛАВА II. ПЕРЕВОЗОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

РАЗДЕЛ I. ПРОЕЗДНОЙ БИЛЕТ

1.При перевозке пассажиров перевозчик обязан выдавать проездной

билет, который должен содержать следующие указания:

а) место и день выдачи;

в) предусмотренные остановки, с сохранением возможности для пере-

возчика обусловливать свое право их изменять в случае необходимости и

без того, чтобы это изменение могло лишить перевозчика ее международ-

ного характера;

г) название и адрес перевозчика или перевозчиков;

д) указание, что перевозка подпадает под действие правил об от-

ветственности, установленных настоящей Конвенцией.

РАЗДЕЛ II. БАГАЖНАЯ КВИТАНЦИЯ

1.При перевозке багажа за исключением мелких личных вещей, остав-

ляемых пассажирами при себе, перевозчик обязан выдавать багажную кви-

2.Багажная квитанция должна составляться в двух экземплярах: один

для пассажира, другой для перевозчика.

3.Она должна содержать следующие указания:

а) место и день выдачи;

б) места назначения и отправления;

в) название и адрес перевозчика или перевозчиков;

г) номер проездного билета;

д) указание, что выдача багажа производится предъявителю квитан-

е) количество и вес мест;

РАЗДЕЛ III. ВОЗДУШНО-ПЕРЕВОЗОЧНЫЙ ДОКУМЕНТ

1.Каждый перевозчик товаров имеет право требовать от отправителя

составления и вручения ему документа, именуемого: "воздушно-перевозоч-

ный документ

1.Воздушно-перевозочный документ составляется отправителем в трех

подлинных экземплярах и вручается вместе с товаром.

2.Первый экземпляр носит пометку "для перевозчика"; он подписыва-

ется отправителем. Второй экземпляр носит пометку "для получателя"; он

подписывается отправителем и перевозчиком и должен следовать с това-

ром. Третий экземпляр подписывается перевозчиком и возвращается им от-

правителю по принятии товара.

Воздушно-перевозочный документ должен содержать следующие указания:

а) место, где документ составлен, и день его составления;

б) места отправления и назначения;

г) название и адрес отправителя;

д) название и адрес получателя, если он указан;

ж) род товара;

з) количество, род упаковки, маркировка или номера мест;

и) вес, количество, объем или размеры товара;

к) внешнее состояние товара и его упаковки;

л) стоимость перевозки, если таковая обусловлена, время и место

платежа и лицо, которое должно уплатить;


Билет

Значительная часть логистическихопераций на пути движения материального потока осуществляется с помощью различных транспортных средств. Транспорт - связующее звено между элементами логистических систем. Транспортная логистика - это перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками. Затраты на создание любого товара складываются из себестоимости изготовления и издержек на выполнение всех работ от момента закупки материалов до момента покупки товара конечным потребителем. Большую часть стоимости составляют наценки каждого звена в цепи производитель - конечный покупатель. Движение материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления также требует затрат, которые могут доходить до 50 % от общей суммы затрат на логистику.

Выбор транспорта решается в о взаимной связи с другими задачами логистики: создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. На выбор транспортных средств будут влиять:

Характер груза (вес, объем, консистенция);

Количество отправляемых партий (используемый контейнер);

Срочность доставки груза заказчику;

Местонахождение пункта назначения с учетом погодных, климатических, сезонных характеристик;

Расстояние, на которое перевозится груз;

Ценность груза (страхование);

Близость расположения точки доставки к транспортным коммуникациям;

Сохранность груза, невыполнение поставок.

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, морского, внутреннего водного, воздушного и трубопроводного).

Рассмотрим преимущества и недостатки использования транспортных средств с точки зрения логистики.

Автомобильный транспорт традиционно используется для перевозок на короткие расстояния:

1) преимущества:

^ высокая маневренность;

^ доставка «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности;

^ регулярность поставки;

^ возможность поставок малыми партиями;

^ наименее жесткие требования к упаковке товара и др.;

2) недостатки:

^ высокая стоимость перевозок;

^ срочность разгрузки;

^ возможность хищения груза и угона автотранспорта;

^ сравнительно малая грузоподъемность и др.

Железнодорожный транспорт:

1) преимущества:

^ перевозка больших партий грузов при любых погодных условиях;

^ сравнительно быстрая доставка груза на большое расстояние;

^ регулярность перевозок;

^ удобная организация погрузочно - разгрузочных работ;

^ сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов,

а также наличие скидок и др.;

2) недостатки:

малая скорость передвижения;

^ ограниченное количество перевозчиков;

^ хищения и потери;

^ небольшая возможность доставки к пунктам потребления (в ряде случаев должен дополняться автомобильным)

Морской транспорт:

1) преимущества:

^ низкие грузовые тарифы;

^ высокая провозная способность и др.;

2) недостатки:

^ низкая скорость;

^ жесткие требования к упаковке и креплению грузов;

^ малая частота отправок;

^ зависимость от погодных и навигационных условий.

Внутренний водный транспорт:

1) преимущества:

^ низкие грузовые тарифы (самый дешевый транспорт при перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км);

2) недостатки:

^ малая скорость доставки;

^ ограниченная возможность доставки к пунктам потребления;

^ малая частота отправок;

^ низкая географическая доступность.

Воздушный транспорт:

1) преимущества:

^ наиболее высокая скорость доставки;

^ возможность доставки в отдаленные районы;

^ высокая сохранность грузов.

2) недостатки:

^ высокие грузовые тарифы;

^ ограниченность размера партии;

^ зависимость от метеоусловий (приводит к непредсказуемости графиков поставки).

Трубопроводный транспорт:

1) преимущества:

^ низкая себестоимость;

^ высокая пропускная способность.

2) недостатки:

^ узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).

Для определения основного вида транспорта выделяют шесть главных факторов, влияющих на принятие решения:

1) время доставки;

2) стоимость перевозки;

3) надежность соблюдения графика доставки груза;

4) частота отправлений;

5) способность перевозить разные грузы;

6) способность доставить груз в любую точку.

Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико - экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различных видов транспорта. Оценка различных видов транспорта п о каждому из факторов приведена в табл. 2.2 (единице соответствует наилучшее значение).

Экспертная оценка значимости различных факторов показала, что при выборе транспорта в первую очередь принимают во внимание:

Надежность соблюдения графика доставки;

Время доставки;

Стоимость доставки.

Билет

Обмен информацией в современном бизнесе зачастую происходит при помощи Информационных систем

1) В широком смысле информационная система есть - совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией.

2) Области применения информационных приложений разнообразны: И конечно, в зависимости от конкретной области применения информационные системы очень сильно различаются по своим функциям, архитектуре, реализации. Но можно выделить два свойства , которые являются общими для всех информационных систем:

2-1) Любая ИС предназначена для сбора, хранения и обработки информации. Поэтому в основе любой ИС лежит среда хранения и доступа к данным. Среда - совокупность ресурсов, предоставляемых в распоряжение пользователя системы. Среда должна обеспечить уровень надежности хранения и эффективность доступа, соответствующие области применения ИС.

2-2) ИС ориентируются на конечного пользователя, например, менеджера или клиента. Поэтому ИС обязана обладать простым, удобным, легко усваиваемым интерфейсом, который должен предоставить конечному пользователю все необходимые функции, но в то же время не дать ему возможность выполнять какие-то лишние действия. (запутается).

Пример ИС в туриндустрии
1) tour-spb.ru - сайт-сборник информации по фирмам и их продуктам

Создание\присоединение сайтов
- систематизации информации о фирмах и их продукте

Подача информации в необходимом виде

2) www.aviasales.ru www.agent.ru

Информационная инфраструктура - система организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.

Включает в себя:

совокупность информационных центров, подсистем, банков данных и знаний, систем связи, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации.

Воздушной перевозкой является транспортировка пассажиров и багажа, выполняемая авиационными компаниями на воздушных судах за установленную плату и наземными транспортными средствами перевозчика. Данные перевозки подразделяются на два вида:

Внутренние - воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты по­садок расположены на территории одного государства.

Международные - воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: соответственно на территории двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Воздушные перевозки включают в себя:

Доставка пассажира - это промежуток времени с момента прибытия пассажира на перрон аэропорта для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир покинет перрон в конечном пункте под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика;

Доставка багажа пассажира - это промежуток времени с момента принятия багажа к перевозке и до выдачи пассажиру или передачи его согласно установленным правилам другой организации.

В данной ситуации под перроном понимается часть летного поля гражданского аэродрома, предназначенная для размещения самолетов, вертолетов, посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, груза и почты, а также для других видов обслуживания .

Регулирование перевозок воздушным транспортом осуществляется в соответствии с международным законодательством (если перевозка носит международный характер) или с национальным законодательством (если перевозка носит внутренний характер).

Основными документами, регулирующими международные воздушные перевозки, являются международные глобальные и двусторонние конвенции. Двусторонние соглашения заключаются, как правило, между двумя, и более государствами, чье сотрудничество определено рамками других договоров (рамками СНГ, ЕС и т.д.). В международных соглашениях широкого значения участвует большой круг государств, которые разрабатывают международные нормы и правила, регулирующие правила перелетов, а также принципы организации воздушных перевозок над территориями этих государств.

В числе первых правовых документов, относящихся к международной гражданской авиации, является

а) Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (подписана в Варшаве 12 октября 1929 г., и дополнена Гаагским протоколом от 28 сентября 1955 г.);

б) Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору (подписана в Гвадалахаре 18 сентября 1961 г.);

в) Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (подписана в Монреале 28 мая 1999 г.).

В данных конвенциях прописаны правила, которые применяются во всех перевозках пассажиров и багажа воздушным транспортом, предоставляемым перевозчиком, как за полное вознаграждение, так и с учетом различных льгот (включая бесплатные перевозки), если перевозчик не предусматривает иное в правилах данной авиакомпании. Кроме того, такие Правила регулируются национальными законами, правительственными постановлениями, кодексами.

Довольно четко в Варшавской конвенции прописан пункт, касающийся ответственности перевозчика за смерть или нанесение ущерба здоровью пассажира и за утрату и повреждение багажа. Согласно данной конвенции, ответственность перевозчика за жизнь и здоровье пассажиров, к примеру, на международных рейсах в большей части не превышает суммы 10 тыс., долларов США .

Ответственность за утрату, порчу багажа для большей части компаний, занимающихся международными перевозками (включая внутренние отрезки международной перевозки) ограничивается суммой 20 долларов США за килограмм зарегистрированного багажа и 400 долларов США за незарегистрированный багаж в отношении каждого пассажира.

Следующим не маловажным документом, относящимся к воздушным перевозкам, является Монреальская конвенция, которая вступила в силу 4 ноября 2003 г. (заключенная под эгидой ICAO в 1999г.). Она отменила лимиты, установленные Варшавской конвенцией по выплатам пострадавшим в авиакатастрофе и их родственникам. Более того, эта конвенция ввела двухуровневую систему ответственности. На первом уровне, сразу же после наступления страхового случая, авиакомпания (или ее страховщик) должна выплатить около 150 тысяч долларов США каждому пострадавшему - даже если вина перевозчика не доказана. Если же авиакомпания будет признана виновной в происшествии, наступит второй уровень ответственности, при котором сумма выплат ущерба вообще не ограничивается. Увеличена также ответственность перевозчика за багаж пассажиров .

Знаменательно то, что уже к моменту вступления в силу Монреалькую конвенцию подписало 31 государство (Барбадос, Бахрейн, Белиз, Ботсвана, Македония, Греция, Иордания, Камерун, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Кувейт, Мексика, Намибия, Нигерия, Новая Зеландия, Танзания, ОАЭ, Панама, Парагвай, Перу, Португалия, Румыния, Сирия, Словакия, Словения, США, Чешская Республика, Эстония, Япония). С 1999 года представители уже 100 государств руководствуются Монреальской конвенцией. Она предусматривает значительное повышение ответственности авиакомпаний (верхней планки вообще не существует), а также упрощает механизм получения компенсаций. Причем интересы пассажиров конвенция ставит выше интересов перевозчиков - фактически документ устанавливает презумпцию виновности авиакомпаний.

Российская Федерация пока еще не ратифицировала Монереальскую конвенцию. Сейчас россияне и иностранцы имеют разные права на компенсацию, даже если летят за границу на одном самолете. Россия пока остается одной из немногих стран, продолжающих формально руководствоваться положениями Варшавской конвенции, принятой в далеком 1929 году. На заре развития гражданской авиации этот документ сыграл важную роль - позволил устранить хаос при выполнении международных полетов, определил общий режим ответственности авиаперевозчиков в случае происшествий при перевозках пассажиров, багажа и грузов и установил предел ответственности авиаперевозчика в размере 20 тыс., долларов США .

Другим важным документом международного воздушного права в области регулярного воздушного сообщения является Чикагская «Конвенция о международной гражданской авиации» 1944г. Чикагской конвенцией был заложен ряд принципов осуществления полетов в мировом воздушном пространстве, согласно которым каждое договаривающееся государство предоставляет другим договаривающимся государствам следующие права:

Пролетать над его территорией без посадки;

Приземляться с некоммерческими целями (для заправки, смены экипажа, технических целей и др.);

Выгружать пассажиров, почту и груз, взятые на борт на территории государства, национальную принадлежность которого имеет воздушное судно;

Брать на борт пассажиров, почту и груз с местом назначения на территории государства, национальную принадлежность которого имеет воздушное судно;

Брать на борт пассажиров, почту, и груз с местом назначения на территории любого другого договаривающегося государства и право выгружать пассажиров, почту и груз, прибывшие с любой такой территории.

Позднее эти принципы были расширены правом осуществлять перевозки пассажиров, почты и грузов между партнером по Соглашению и третьей стороной в обоих направлениях через свою территорию или по воздушной линии, не проходящей над территорией своей страны, а также правом осуществлять перевозки пассажиров и грузов по внутренним линиям другой страны - участницы Соглашения.

Несмотря на то, что принятые Чикагской конвенцией права государств по осуществлению международных полетов на практике ограничиваются некоторыми рамками, они создают необходимые условия для осуществления воздушных сообщений между государствами, обеспечивают безопасность полетов, а также способствуют благоприятным отношениям между странами и развитию туризма.

Среди правовых документов, регламентирующих международное воздушное сообщение, важное значение имеют также:

- «Соглашение о международном воздушном транспорте» (Чикаго, 1944г.);

- «Соглашение о транзите по международным воздушным линиям» (Чикаго, 1944г.);

Римская «Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности» (Рим, 1952г.);

Токийская «Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна» (Токио, 1963г.) и др. .

Каждая авиакомпания определяет правила перевозки людей и грузов самостоятельно. Эти правила должны соответствовать национальному законодательству стран, по которым проходит маршрут поездки, и международным двухсторонним и многосторонним договорам. Если они вступают в противоречие с национальным законодательством какого-либо государства, то на территории этого государства они имеют силу лишь в части, не противоречащей законам.

Целью государственного регулирования деятельности гражданской авиации является создание условий для формирования современной авиатранспортной системы, соответствующей потребностям общества в перевозке пассажиров и грузов, а также выполнения социальных, оборонных и других специальных требований в интересах национальной и экономической безопасности России.

Задачами государственного регулирования являются:

1) создание условий для эффективного функционирования гражданской авиации (сохранение и развитие авиационной инфраструктуры, ведение государственного реестра воздушных судов, совершенствование процедур лицензирования и сертификации авиационной техники, работ и услуг, аттестации авиационного персонала и т.д.);

2) создание условий для добросовестной конкуренции в гражданской авиации;

3) развитие нормативной правовой базы в отрасли гражданской авиации;

4) совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, технических средств обучения, обеспечение высокого уровня квалификации авиационного персонала;

5) координация деятельности по строительству и эксплуатации аэропортов и аэродромов;

6) обеспечение мониторинга технико-эксплуатационного состояния парка воздушных судов и наземных служб.

В настоящее время основным нормативным правовым актом, содержащим общие положения относительно обязательств по перевозке, является Гражданский кодекс (ГК) Российской Федерации (Глава 40 ГК РФ от 26.01.1996 №14-ФЗ). Собственно воздушное законодательство, отражающее специфику перевозки воздушным транспортом, согласно ст. 2 Воздушного кодекса (ВК) РФ состоит из многих документов:

1) Воздушный кодекс Российской Федерации;

2) федеральных законов;

3) указов Президента РФ;

4) постановлений Правительства РФ;

5) федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил;

6) иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Рассмотрим каждую из этих групп подробнее .

Первый отечественный кодекс в этой области - Воздушный кодекс СССР - был принят в 1932 г. За ним последовали Воздушные кодексы 1935, 1961, 1983 гг. Действующий ВК РФ был введен в действие 1 апреля 1997 г. Это кодифицированный нормативно-правовой акт транспортного законодательства, устанавливающий правовые основы использования воздушного пространства России и деятельности в области авиации. Воздушным перевозкам посвящена глава 15 ВК РФ, регулирующая отношения, возникающие в связи с заключением, изменением и прекращением договора перевозки пассажира, груза, почты, договора фрахтования воздушного судна, а также предоставлением услуг и льгот пассажирам воздушных судов (ст. 100-113).

Вопросы ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора урегулированы в главе 17 ВК РФ. Федеральные законы содержат общие положения, закрепляющие организационные, правовые, финансовые основы деятельности авиации в России, обеспечивая тем самым регулярную и безопасную деятельность пассажирского авиационного транспорта. В качестве примера можно привести Федеральный закон от 8 января 1988 г. N 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», в котором в качестве приоритетных целей названы удовлетворение нужд физических и юридических лиц в воздушных перевозках, а также защита их прав на безопасные, качественные и экономичные воздушные перевозки (ст. 2).

Общие вопросы деятельности авиационных предприятий нашли отражение в документах Правительства РФ. Начиная с 1998 г. были приняты 21 постановление и 16 распоряжений по вопросам гражданской авиации. Особое значение имеет постановление от 24 января 1998 г. «О лицензировании деятельности в области гражданской авиации».

Обеспечению авиационной безопасности посвящен приказ Министерства транспорта РФ от 21 ноября 1995 г., которым утверждено «Руководство по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов» и др.

ВК РФ устанавливает приоритет международно-правовых актов по отношению к отечественному воздушному законодательству РФ (ст. 3). Международные транспортные конвенции являются комплексными нормативными актами, служащими унификации транспортного законодательства, обеспечивающими авиационную безопасность при выполнении международных полетов, а также защиту прав пассажиров.

Правила перевозок пассажиров, багажа и грузов, а также иные подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти Алтайского региона в области транспорта не содержат, как правило, норм частно-правового характера, а имеют в основном нормативно-технический характер, определяя порядок и сроки подачи транспортных средств под погрузку, оформления транспортной документации, упаковки, маркировки, проверки груза и багажа и т.д.

Транспортные уставы и кодексы Алтая часто вступают в противоречие с ГК РФ, они перегружены отсылочными нормами к правилам перевозок и иным подзаконным нормативным актам. Издаваемые федеральными органами исполнительной власти подзаконные акты вступают в противоречие не только с ГК РФ, но и с транспортными уставами и кодексами, другими федеральными законами, а также друг с другом .

6.1. Транспортные услуги в отрасли туризма

Воздушные сообщения, как регулярные, так и нерегулярные, осуществляются в целях перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты. Услуги воздушного транспорта носят коммерческий характер.

Отношения авиаперевозчика, пассажиров и грузовладельцев, складывающиеся в международных воздушных перевозках, основаны на договоре перевозки и осуществляются в рамках этого договора. Основу договоров международной воздушной перевозки пассажиров и грузов, как это вытекает из международных конвенций, соглашений и национального законодательства, составляет обязательство авиаперевозчика доставить пассажиров (груз) в обусловленный пункт назначения, за что пассажир (грузоотправитель) обязуется уплатить установленную перевозчиком плату по соответствующему тарифу. Другие права и обязанности сторон конкретизируют и дополняют это основное содержание договора воздушной перевозки.

Международный характер договору воздушной перевозки придает то обстоятельство, что пассажир следует за границу. Пассажир либо доставляется в пункт назначения за границей, либо предусматривается его остановка в иностранном государстве, если даже пункты отправления и назначения находятся в одной и той же стране.

Условия воздушных перевозок пассажиров и грузов между государствами, для унификации некоторых правил, регулируются конвенциями, касающимися международных воздушных перевозок. В частности, Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г., Гаагским протоколом 1955 г. об изменениях отдельных положений Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г., Гватемальским протоколом 1971 г., предусматривающим внесение ряда принципиальных изменений в Конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г.

Эти положения вошли в действующие условия пассажирских перевозок Международной ассоциации воздушного транспорта (МАВТ). Основное внимание в этих условиях уделяется проездному билету, порядку провоза багажа, административным формальностям, правам перевозчика, расчетам с пассажирами, и ответственности авиакомпаний.

В международных воздушных сообщениях всеми авиаперевозчиками применяется единая транспортная документация, отвечающая типовым формам. Пассажирский билет при международных воздушных перевозках включает также сведения о багаже и одновременно выполняет функции багажной квитанции. Выдаваемая пассажиру багажная бирка, функций багажной квитанции не имеет и является только документом на получение багажа. Ответственность авиаперевозчика по договору международной воздушной перевозки основана на вине, причем бремя доказывания ее отсутствия лежит на перевозчике. Правилами перевозок предусматривается, что ответственность авиаперевозчика за ручную кладь пассажира наступает только в случаях, когда будет доказана вина перевозчика. Пределы ответственности авиаперевозчика составляют 250 тыс. франков за каждого пассажира, 500 франков за килограмм груза и багажа, 10 тыс. франков за ручную кладь и каждого пассажира.

Турагентство, агент по путешествию при пользовании услугами морского транспорта, формируя туристский продукт (тур) или путешествие по Мировому океану, должны учитывать возможный проход через территориальные воды, а, следовательно, определенные ограничения в соответствии с национальными законодательствами прибрежного государства в отношении охраны окружающей среды, режима и обычаев международных портов, морских путей и др.

Под морским путем подразумевается путь следования судна из одного порта в другой через открытое море, а также через проливы, каналы, реки и озера. С учетом экономических и физико-географических факторов складываются основные направления морских сообщений, осуществляющих пассажирский или грузовой обмен между районами государств. Движение по морским путям различных средств морского транспорта (торговые суда, паромы, суда вспомогательного флота, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров) составляет торговое судоходство. Морское торговое судоходство организуется в двух формах: нерегулярное (трамповое) и регулярное (линейное). Трамповое судоходство организуется для перевозки пассажиров или груза по различным маршрутам морских путей в зависимости от наличия свободного тоннажа. Расписание не составляется. Каждый рейс устанавливается рейсовыми заданиями. Линейное судоходство организуется системой регулярных линий, грузовых, пассажирских, грузопассажирских, на определенных направлениях морских путей между портами погрузки и выгрузки по установленному расписанию.

Морские пути делятся на региональные, морские, международные океанические и каботажные. Региональные морские пути - это пути, формирующиеся в определенных географических регионах. Международные океанические пути пролегают в океане (или океанах) между портами различных государств, расположенных на различных континентах. Каботажные морские пути пролегают между портами одного государства.

Следует обратить внимание на то, что договором перевозки закрепляются коммерческие условия купли-продажи транспортной продукции морского флота, в которую включается перевозка пассажиров, багажа и транспортных средств частного пользования. Основу этих договоров составляет фрахтование.

Фрахтование означает предоставление за оговоренную плату (фрахт) всего судна или его части для перевозки грузов, пассажиров или выполнения других работ с целью завершения одного или нескольких рейсов, а также передача судна на определенное время в распоряжение фрахтователя. Процесс фрахтования используется в трамповом судопроизводстве.

При линейных перевозках выполнение подобных операций осуществляется путем «бронирования места на судне». В зависимости от того, в каких долях распределяются между судовладельцем и фрахтователем права, риски и расходы, различаются два вида фрахтования судов.

Рейсовое фрахтование делится на фрахтование судна на рейс, круговой рейс, последовательные односторонние рейсы и по контракту. Фрахтование судна (флота) на время предполагают, что все сделки оформляются специальным договором - чартером. Для упрощения оформления чартера применяют специальные проформв1 чартеров, которые представляют собой разработанные и изготовленные в типографии бланки набора и толкования условий договора морской перевозки.

В основе оформления перевозки лежат транспортные документы: товарная квитанция или документ, удостоверяющий право владения. В международном обороте довольно часто перевозка товара или багажа, почты сопровождается оформлением товарораспорядительного документа, который перевозчик выдает грузоотправителю. К таким документам принято относить: коносамент (он может быть чистый и нечистый, ордерный или оборотный, сквозной), морскую и рейсовую транспортную накладную, железнодорожную накладную, варрант.

Коносамент - ценная бумага, представляющая собой товарораспорядительный документ, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в нем грузом, сданным для морской перевозки, и получить этот груз после ее завершения. Коносамент выдается перевозчиком о принятии груза на борт судна.

Для получения признания на рынке проформы чартеров проходят стадию согласования в Совете по документации Балтийской и международной конференции (БИМКО), Палате судоходства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Под эгидой Международного морского комитета в 1925 г. была разработана и принята Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, получившая название «Гаагских правил». В 1968 г. был принят дополнительный протокол, именуемый «Правила Висби». Для разработки новых форм правового регулирования в рамках Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНИСИТРАЛ) в Гамбурге в 1978 г. была принята Гамбургская конвенция ООН о морской перевозке грузов, получившая название «Гамбургские правила». Гамбургские правила охватывают правовое регулирование перевозки животных, грузов на палубе и опасных грузов, а также нормы о юрисдикции и арбитраже. Эти правила закрепили норму о множественной юрисдикции. Истец, по своему выбору, может предъявить иск в суде по месту: основного коммерческого предприятия ответчика; заключения договора перевозки при условии, что ответчик имеет там коммерческое предприятие или агентство, при посредничестве которого был заключен договор; порта погрузки или порта выгрузки; указанному в договоре морской перевозки.

Таким образом, «Гамбургские правила» закрепили отказ от сложившейся практики решения вопроса о подсудности споров на основе соглашения сторон.

Пассажиры, пользующиеся услугами морского транспорта, делятся на шесть основных групп: деловые пассажиры (коммерсанты), туристы, эмигранты, сезонные рабочие, паломники и военнослужащие. В зависимости от цели предпринимаемой поездки туристы используют морские суда преимущественно для морских путешествий, в связи с чем организуются круизные рейсы, либо для переезда из одной страны в другую. Туристские рейсы совершаются в течение продолжительного времени по специальным расписаниям, предусматривающим стоянки в портах для ознакомления пассажиров с прибрежными городами и их окрестностями. Экскурсионные рейсы в отличие от туристских выполняются в течение непродолжительного времени (до трех суток). Туристские перевозки морем делятся на каботажные, заграничные и смешанные туристские (круизные) рейсы с участием одного или нескольких смежных видов транспорта. Туристские рейсы, как правило, проводятся в несезонный период, когда нет массового наплыва пассажиров. В течение июля-августа весь пассажирский флот ставится под перевозку пассажиров на регулярных линиях.

Пароходство сдает судно в аренду на условиях возмещения ему расходов по его содержанию и установленного процента накоплений. В другом случае туристские агентства производят рейсовое фрахтование судна на часть пассажирских мест, либо фрахтование осуществляется на определенное время по тайм-чартеру. Обязанности и ответственность судовладельца и фрахтователя определяются договором, заключаемым сторонами.

Большое значение уделяется вопросам обслуживания пассажиров на судах и на берегу, организации посадки-высадки, информации, почтово-телеграфной связи, питания, торговли, и досуга

Туроператоры заключают соглашение о распределении портов обслуживания и числе отходов судов, обслуживаемых линейными конференциями, и стран, судоходные линии которых являются членами конференции.

Особую роль играет международно-правовое регулирование речных пассажирских перевозок по рекам, которые имеют непосредственный выход в открытое или закрытое море (перевозки «река-море»). К таким рекам относятся Дунай, Рейн, Нигер, Меконг, Ла-Плата, Амазонка и др. Пассажирское плавание регулируется конвенциями о режиме судоходства.

Международной конвенцией о движении по дорогам и Протоколом о дорожных знаках и сигналах 1949 г. определены порядок выдачи разрешений на управление автомобилями, паспортов и осуществление пограничных формальностей. В 1968 г. в рамках Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) была принята Конвенция о дорожном движении, вступившая в силу в 1977 г. Также в 1968 г. была принята Конвенция о дорожных знаках и сигналах, а в 1975 г. - Соглашение о минимальных требованиях, касающихся выдачи и действительности водительских удостоверений и Европейское соглашение о международных автомагистралях.

В соответствии с этими международными конвенциями и соглашениями определяется правовой статус автомагистралей (дороги класса А, В, С, Е), правила пользования дорожными знаками и сигналами на автомагистралях, международные стандарты дорожных транспортных средств и средства для перевозки пассажиров, легковые автомобили, мопеды, велосипеды, национальные и иностранные транспортные средства), международные формы водительских удостоверений и международная страховая карта (зеленая карта).

Для координации деятельности национальных автомобильных перевозочных средств государствами заключаются двусторонние и международные соглашения о дорожном движении и международных дорожных перевозках.

В региональном аспекте эта координация осуществляется на многосторонней договорной основе в рамках международных организаций, таких, как Международная автодорожная федерация (МАФ), Международная автомобильная федерация (ФИА), Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ), Постоянная международная ассоциация дорожных конгрессов (ПМАДК).

Международная автомобильная федерация (ФИА), созданная для поддержки развития автомобилизма, способствует развитию международного дорожного движения и автотуризма, изданию карт автомобильных дорог, регламентации проведения автомобильных соревнований. В ее структуре действует Международная комиссия по туризму, которая оказывает содействие автомобилистам в их собственных странах и за границей (координация технического обслуживания, взаимного технического обслуживания зарубежных клубов, разработка международных карточек для оказания помощи автомобилистам, кредитных книжек для ремонта, технического и санитарного обслуживания), осуществляет информационное обслуживание туристов (распространение информации для автомобилистов о правилах дорожного движения, о таможенных формальностях при посещении различных стран, о рекомендованных маршрутах), содействует организации кемпингов и сдаче внаем прицепных домиков, а также страхования в международном масштабе. Комиссия принимает рекомендации по защите окружающей среды и памятников старины, разрабатывает новые районы и маршруты для организации автотуризма.

Конвенцией о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП) 1973 г. и Протоколом к ней 1978 г. определяются типовые проформы договора на перевозку пассажиров, условия перевозки багажа и ручной клади пассажиров, разработана проформа международного коносамента (СМР), которая внедрена в большинстве европейских стран. Кроме того, совместно с Европейской ассоциацией по прокату легковых и грузовых автомобилей Международным союзом автомобильного транспорта определены типовые условия проката. В соответствии с Европейской конвенцией о работе экипажей транспортных средств 1995 г. все автобусы с числом пассажиров более девяти должны быть оборудованы контрольно-измерительными приборами - тахографами .

Ст.2 Международной таможенной конвенцией 1954 г. ее участникам разрешается временный ввоз частного дорожного транспорта без оплаты ввозных пошлин и налогов при условии обратного вывоза. Национальные автотранспортные предприятия всех форм собственности осуществляют свою деятельность в соответствии с правилами и рекомендациями международных соглашений по вопросам дорожного движения и практикой международных автотранспортных организаций. Эти же правила относятся к строительству и эксплуатации международных автомагистралей. Туристские агентства при формировании тура используют услуги автотранспортных предприятий на основе типовых проформ договора на перевозку и других перевозочных документов национального и международного стандарта. Владельцы автотранспортных средств участвуют в автотуризме на основе контрактов туристских агентств. Туроператоры используют услуги монопольных транспортных структур. Кроме того, в Украине предоставление услуг пассажирского автомобильного транспорта регулируется специальными Правилами предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденными КМ Украины.

Важное место в сфере туризма и международных путешествий занимает железнодорожный транспорт. Эксплуатация транспортной сети всех форм собственности осуществляется национальной администрацией на основе законов и правил, принятых государственными органами страны, и международных соглашений об организации прямых и смешанных железнодорожных сообщений. Различаются внутренние, транзитные и международные перевозки.

Внутренние перевозки осуществляются между двумя пунктами, расположенными в одной и той же стране; они могут включать транзит через другую страну. Транзитные перевозки осуществляются через третью страну между двумя пунктами, расположенными в разных странах. Международные перевозки организуются между двумя пунктами, расположенными в различных странах; они могут включать транзит через другие страны.

Организация и эксплуатация как внутренних, так и международных железнодорожных перевозок координируется международными организациями и объединениями, такими, как Европейская конференция по пассажирским тарифам, Международная ассоциация частных владельцев железнодорожных веток, Международное общество по эксплуатации спальных вагонов и вагонов-ресторанов, Международная федерация ассоциаций по туризму на железнодорожных дорогах, Международный союз железных дорог, Международный союз по пассажирским и багажным вагонам, Международный союз компаний по железнодорожной рекламе, Международная ассоциация железнодорожных конгрессов и др.

Наиболее важным соглашением в области железнодорожного транспорта являются Бернские конвенции о железнодорожных перевозках грузов и пассажиров (МГК и МПК). В этих соглашениях участвуют большинство стран Европы и ряд стран Азии и Северной Америки. В 1966 г. заключено Дополнительное соглашение к МПК об ответственности железных дорог при перевозке пассажиров. В 1980 г. на Конференции по пересмотру Бернских конвенций было принято новое Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ). Оно объединяет международно-правовые нормы Бернских конвенций и Дополнительного соглашения 1966 г. и имеет два Приложения (А и В), содержащие нормы гражданско-правового характера об условиях международных железнодорожных перевозок. Приложение А содержит условия перевозки пассажиров (Единые правила МПК). Приложение В содержит условия перевозки грузов (Единые правила МГК). Единые правила действуют только в отношении перевозок по отдельным железнодорожным линиям, перечень которых устанавливают участники соглашения. Ставки провозных платежей определяются национальными и международными тарифами. Государствами заключаются двусторонние соглашения о международном железнодорожном грузовом и пассажирском сообщении на основе Бернских конвенций. Предельный размер ответственности железных дорог определяется в расчетных единицах Международного валютного фонда. В процессе эксплуатации железных дорог и координации действий участников Соглашения разрабатываются рекомендации по унификации международных тарифов на перевозку пассажиров, багажа, грузов; стандарты по определению себестоимости железнодорожных перевозок и наиболее рациональные международные железнодорожные маршруты, а также стандарты на вагоны; определяются меры по организации и развитию международного туризма на железных дорогах между национальными ассоциациями; происходит обмен необходимой информацией и др.

Туристские агентства и бюро путешествий заключают соглашения или контракты с национальными администрациями железных дорог по использованию услуг железнодорожного пассажирского транспорта при формировании тура или организации международных путешествий. Такие соглашения заключаются с учетом действующих тарифов и цен на пассажирские перевозки, как внутренние, так и международные. Обязательное условие при использовании услуг железнодорожного транспорта туристскими агентствами - страхование туриста, его багажа и ручной клади.

Внутренние, транзитные и международ­ные перевозки. Услуги по организации перевозок туристов различными видами транспорта. Правила перевозок туристов воздушным транспортом. Правовое регулирование услуг морского транспорта в сфере туризма. Международно-правовое регулиро­вание речных пассажирских перевозок. Правовое регулирование перевозок туристов автотранспортом. Правовые формы реализации услуг железнодорожно­го транспорта в сфере туризма.

22. Туристские формальности: паспортно-визовые формальности. Туристские формальности для выездного туризма граждан РФ.

Понятие паспортных и визовых формальностей. Нормативно-правовая база паспортно-визовых формальностей. ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». Порядок оформления и выдачи документов для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию граждан Российской Федерации. Порядок выезда гражданина Российской Федерации из Российской Федерации. Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ. Страны с особыми или облегченными условиями въезда. Страны с минимальным сроком оформления визы и/или минимальным набором документов на визу. Шенгенское соглашение. Шенгенские визы. Проиллюстрировать действие паспортно-визовых формальностей на примере нескольких стран.

23. Туристские формальности: таможенные и валютные формальности.

Понятие таможенных и валютных формальностей. Нормативно-правовая база таможенных и валютных формальностей. Классификация таможенных режимов. Процедуры таможенного декларирования. Порядок ввоза и вывоза иностранной валюты. Рассмотреть действие таможенных и валютных формальностей на примере нескольких стран.

24. Туристские формальности: правила ввоза в РФ и вывоза из РФ культурных ценностей; порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ образцов флоры и фауны, медицинские формальности.

Правила ввоза в РФ и вывоза из РФ культурных ценностей; порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ образцов флоры и фауны; санитарные правила в системе туристских формальностей. Нормативно-правовая база правил ввоза в РФ и вывоза из РФ культурных ценностей, порядка ввоза в РФ и вывоза из РФ образцов флоры и фауны и медицинских формальностей. Основные заболевания путешественников. Особо опасные инфекционные заболевания. Показать действие рассматриваемых туристских формальностей на примере нескольких стран.

25. Туристские формальности: правила въезда и пребывания иностранных граждан в РФ.

Понятие и типы туристских формальностей. Влияние туристских фор­мальностей на развитие туризма. Значение международных соглашений в области туризма и деятельности международных туристских организаций по упрощению туристских формальностей. ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». Порядок оформления и выдачи документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Форма визы, порядок и условия ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты и порядок аннулирования визы. Въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Порядок транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Российской Федерации. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации».