Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основы налоговой системы Российской Федерации. Принципы налогообложения и сущность налогов. Их классификация и функции. Налоги как инструмент государственного регулирования. Перспективы развития налоговой системы России. Налогообложение в других странах.

    курсовая работа , добавлен 06.07.2008

    Понятие и функции налоговой системы России. Способы взимания налогов, их виды, стимулирующее воздействие. Принципы построения налоговой системы государства. Основные направления политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2014

    История возникновения налоговой системы. Сущность налогов и их роль в экономике государства. Сравнительный анализ налоговой системы РФ и иностранных государств. Правовые основы налоговой системы, ответственность за нарушения налогового законодательства.

    дипломная работа , добавлен 09.08.2012

    Теоретические основы функционирования налоговой системы. Сущность и функции налогов. Понятие и виды налоговых систем. Проблемы и перспективы развития налоговой системы России, ее структура и принципы построения. Основные направления совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2014

    Возникновение и эволюция налогообложения в России. Классификация и элементы налогов. Налоговая база, ее виды и формирование. Понятие и цели налоговой политики государства, методы ее регулирования. Права, обязанности и ответственность налоговых органов.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2009

    Теоретическая характеристика сущности налоговой политики, которая является одним из основных элементов государственного воздействия на экономику. Понятие и функции налогов, субъекты и объекты налогообложения. Основные виды налогов и налоговых льгот в РФ.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2010

    Изучение сущности налоговой системы, которая представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Основные функции налогов. Принципы налогообложения, их реализация.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2010

Главным налоговым законом России является Налоговый кодекс Российской Федерации. Также в систему налогового законодательства входят федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, регулирующие данный вид правоотношений.

Налоговой кодекс РФ состоит из двух частей. Первая часть регулирует общие вопросы налогообложения. В ней указаны все виды налогов и иных платежей, действующие на территории нашего государства, регламентирован порядок исполнения налоговых обязательств, права, обязанности и ответственность участников налоговых отношений и многие другие общие аспекты.

Вторая часть устанавливает ставки или способ их определения, порядок, сроки уплаты всех налогов, действующих на территории РФ.

Поскольку Россия является федеративным государством, ее налоговая система, так же, как и вертикаль власти, состоит из трех уровней: федеральные налоги , региональные налоги , местные налоги

Федеральные налоги и сборы

Налог на добавленную стоимость . Плательщики – лица, реализующие определенную продукцию на территории страны, в том числе перемещающие ее через границу. Общая ставка равна восемнадцати процентам, имеются льготные ставки, равные нулю и десяти процентам.

Акцизы . Плательщики – лица, осуществляющие различные операции с подакцизной продукцией, (производители, реализаторы, импортеры). К ней относятся: алкогольная, спиртосодержащая, продукция, табачные изделия, нефтепродукты, газ, автотранспорт, некоторые химические вещества. Ставки зависят от вида товара, различны на 2016 и 2017 годы.

Налог на доходы физических лиц . Общая ставка – тринадцать процентов, для определенных видов доходов ставки равны девяти, тридцати и тридцати пяти процентам. Предусмотрены вычеты.

Налог на прибыль организаций . Объект – доходы за минусом понесенных в налоговом периоде расходов. База – прибыль в денежном выражении. Общая ставка – двадцать процентов.

Сборы за пользование объектами животного мира . Плательщики – лица, получившие разрешение на использование таких объектов на территории РФ. Ставка зависит от вида объекта.

Водный налог . Плательщики – пользователи водными объектами на основании лицензии. Налоговая база определяется в зависимости от способа водопользования (это может быть объем забранной воды, площадь водного пространства и т.д.). Ставки различны, зависят от вида использования, наименования используемого водного объекта.

Государственная пошлина . Плательщики – лица, обращающиеся в уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления за совершением различных юридически значимых действий (в суды, к нотариусам, органы ЗАГС и т.д.) Размер зависит от вида испрашиваемого действия.

Налог на добычу полезных ископаемых . Плательщики – пользователи недр. Налоговая база – стоимость извлеченного ископаемого. Налоговые ставки различны, устанавливаются, как в твердой сумме, так и в процентном соотношении к стоимости ресурса. Размер ставки зависит от вида добычи.

Региональные налоги и сборы.

Транспортный налог . Плательщики – лица, на чье имя зарегистрировано транспортное средство. Объекты – разные виды автомобильного, водного, воздушного транспорта. Ставка налога прогрессивная, зависит от мощности двигателя.

Налог на игорный бизнес . Плательщики – организаторы проведения азартных игр. Объект – игровое оборудование. Ставки различны, зависят от вида игрового оборудования, устанавливаются в ежемесячной твердой сумме за единицу оборудования.

Налог на имущество организаций . Плательщики – собственники и титульные владельцы движимого и недвижимого имущества, учтенного на балансе как основные средства. База – среднегодовая стоимость. Ставка устанавливается региональными властями и не может превышать 2.2 процента стоимости.

Местные налоги и сборы.

Земельный налог . Плательщики – собственники и владельцы земельных участков. База – кадастровая стоимость. Ставки устанавливаются местными властями и не могут превышать предельный размер, установленный НК РФ. Такой предел различен для земель различных категорий и равен, по общему правилу, полутора процентам, кроме земель сельхозназначения, земель жилищного фонда и некоторых других, для которых предельный размер равен 0.3 процентам.

Налог на имущество физических лиц . Плательщики – собственники недвижимости. База – кадастровая стоимость. Ставка устанавливается местными властями и не может превышать предельного размера. Этот размер зависит от вида имущества, его стоимости и варьируется в пределах от 0.1 процента до двух процентов.

Торговый сбор . Плательщики – лица, осуществляющие торговую деятельность на территории муниципального района, где действует сбор. Ставка устанавливается муниципалитетами.

Специальные налоговые режимы.

В целях создания благоприятных условий для предпринимательства для некоторых плательщиков в РФ введены и действуют несколько специальных налоговых режимов, таких как:

Единый сельскохозяйственный налог . Применяется производителями сельхозпродукции, заменяет уплату налогов на прибыль и имущество организаций. Объект налогообложения – доходы за минусом произведенных расходов. Общая ставка составляет шесть процентов. Для плательщиков Крыма и Севастополя предусмотрены льготы в виде нулевой ставки на 2015-2016 годы и четырехпроцентной ставки с 2017 по 2021 год.

Упрощенная система налогообложения . Плательщики – организации и предприниматели, отвечающие определенным требованиям. Освобождает от уплаты подоходного налога, налогов на имущество, налога на прибыль. Объект – доходы и доходы за вычетом расходов. Ставка устанавливается региональными законами, для объекта в виде доходов варьируется от одного до шести процентов. Для объекта в виде доходов за вычетом расходов, ставка колеблется от пяти до пятнадцати процентов. Для Крыма и Севастополя предусмотрены льготы.

Единый налог на вмененный доход (далее – ЕНВД). Применяется для определенных видов деятельности, поименованных в НК РФ. Заменяет уплату налога на прибыль, налогов на имущество, подоходного налога. Плательщики - организации и предприниматели, осуществляющие деятельность, в отношении которой введен ЕНВД на территории муниципального района, пожелавшие перейти на данную систему налогообложения и отвечающие определенным требованиям закона. Объект налогообложения – вмененный доход. Его размер зависит от вида деятельности, установлен НК РФ и подлежит корректировке на местные коэффициенты. Ставка – пятнадцать процентов от вмененного дохода.

Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции , заключенных на основании ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". Предусматривает замену части налогов и сборов разделом произведенной продукции. Инвесторы освобождаются от уплаты различных региональных и местных налогов, а также получают возмещение некоторых федеральных налогов.

Патентная система . Применяется предпринимателями при осуществлении некоторых видов предпринимательской деятельности, перечисленных в законе. Освобождает от уплаты: подоходного налога и налога на имущество. Объект налогообложения – потенциально возможный годовой доход. Ставка равна шести процентам, для Крыма и Севастополя предусмотрены льготы.

Завершая краткий обзор налогового законодательства России, можно сделать следующие выводы.

В целом основной налоговый закон можно назвать современным, удобным, и понятным. Он очень подробно регулирует как общие вопросы налогообложения, так и особенности исчисления и уплаты каждого отдельно взятого налога.

Налоговое бремя нельзя назвать чрезмерным, ставки по основным налогам – средние, не сильно высокие, но и не слишком низкие. Тенденций к постоянному повышению их размера, как имеет место в некоторых государствах СНГ, в настоящее время не наблюдается. На многие налоги, уплачиваемые исключительно бизнесом, на длительное время (до 2021 года включительно) предусмотрены серьезные преференции для Крыма и Севастополя, что представляется верным в сложившейся политической и экономической ситуации. Также налоговое законодательство можно характеризовать как "аграрно ориентированное", то есть содержащее множество льгот по уплате налогов для сельхозпроизводителей.

Хочется надеяться, что в будущем государство будет и дальше стремиться повысить свои доходы от налоговых поступлений не экстенсивным, а интенсивным путем, то есть за счет повышения эффективности их взимания и платежной дисциплины, а не путем увеличения налоговых ставок, а все прогнозы о возможном повышении после выборов Президента в 2018 году основных налогов – подоходного, НДС и акцизов – останутся лишь слухами.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".


В рыночных системах воздействие государства на экономику наиболее ощутимо проявляется через налогообложение. Налоговая система оказывает значительное влияние на структуру и уровень цен.
В России налоговая система, соответствующая рыночным отношениям, начала формироваться в 1992 г. Она находится в стадии развития, в нее периодически вносятся изменения и дополнения.
Основы налоговой системы РФ, имеющие непосредственное отношение к ценообразованию, заложены в следующих документах: Закон РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации", Закон РСФСР "О налоге на добавленную стоимость" , Закон РСФСР "Об акцизах" и других.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей. Всего их насчитывается в настоящее время свыше сорока видов.
Вся налоговая система в целом и каждый ее элемент (т.е. налог) могут быть охарактеризованы следующими признаками:
вид налога (уровень);
объект налогообложения;
источник покрытия;
субъект налогообложения (плательщик);
метод установления;
ставки налогообложения;
правила исчисления и уплаты;
льготы.
Кратко рассмотрим некоторые из них. По уровню значимости и установления различают федеральные, республиканские и местные налоги.
Федеральные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль, транспортный налог и др.) устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются в основном в федеральный бюджет. Однако некоторые их виды могут частично начисляться в территориальный бюджет (например, налог на прибыль: ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, - 13%, в бюджеты территорий - не выше 22, всего - не выше 35).
Республиканские (областные) территориальные налоги устанавливаются законами РФ, но ставки налогов определяются республиками, областями. К ним относятся налог на имущество предприятий, лесной доход, сбор на нужды образования и др. Они зачисляются в основном в территориальный бюджет.
Местные налоги и сборы предусмотрены законодательством и зачисляются в местные бюджеты (налог на имущество физических лиц, земельный налог и другие).
Объектами налогообложения являются доход (прибыль), оборот, имущество налогоплательщика.
По источникам покрытия различают четыре группы налогов:
налоги, включаемые в себестоимость продукции (налоги за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ, в дорожные фонды, транспортный налог и др.);
налоги, уплачиваемые из прибыли (налоги на прибыль, на нужды образо-вательных учреждений, налог на имущество);
налоги, включаемые в цену производителя (акцизы);
4) налоги с оборота, уплачиваемые конечным потребителем товара (НДС, спецналог).
В качестве субъектов налогообложения будем рассматривать только предприятия, для которых установлена единая система налогообложения, не зависящая от их организационно-правовых форм, и предпринимателей без образования юридического лица.
По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся налоги на прибыль, на имущество, ресурсные платежи. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов, оборотов: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и др.
Рассмотрим те налоги, которые имеют непосредственное отношение (прямые или косвенные) к ценообразованию.

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в г...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Финансовые науки


Введение

Глава 1. Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации

1.1 Понятие и сущность налогов и сборов

1.2 Структура налоговой системы РФ

1.3 Механизм управления налоговой системой РФ

Глава 2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации

2.1 Структура и динамика налоговых поступлений в Федеральный Бюджет РФ

2.2 Антикризисные мероприятия по собираемости налогов в бюджеты

Глава 3. Проблемы и пути реформирования налоговой системы Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI - начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамка-ми. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.

Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

В настоящее время положение коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало платить те или иные налоги, т.е. стало налогоплательщиками. И поэтому знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.

Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.

Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:

раскрыть сущность налогов, принципы налогообложения;

рассмотреть основные виды и функции налогов;

проанализировать современное состояние экономики России.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, источники энциклопедического характера по вопросам экономики.

Глава 1. Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации

1.1 Понятие и сущность налогов и сборов

Налоги и сборы являются центральными понятиями налогового права. Определение этих понятий содержится в ст.8 Налогового кодекса) Российской Федерации.

1. В соответствии с 1 указанной статьи НК РФ налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

3. Налог считается установленным в том случае, если соблюдена необходимая правовая процедура (во всем мире налог может быть установлен только актом парламента - законом), а также определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога;

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства РФ о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов законом должны быть определены их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Налоги - обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны.

Налоги - гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Они возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и других нужд. "В налогах воплощено экономически выраженное существование государства", - подчеркивал К. Маркс.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция),

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция),

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция). Понятие и сущность налогов и сборов 1. Налоги и сборы являются центральными понятиями налогового права. Определение этих понятий содержится в ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации. Наиболее последовательно реализуемой функцией налогов является фискальная. Она проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Посредством осуществления фискальной функции образуется централизованный денежный фонд государства, становится возможным перераспределение части стоимости национального дохода в пользу определенных групп общества.

Таким образом, фискальная функция создает объективные условия для вмешательства государства в экономику, которое реализуется посредствам регулирующей функции налогообложения.

Регулирующая функция налогов заключается в следующем:

1. Установление и изменение системы налогообложения,

2. Определение налоговых ставок, их дифференциация,

3. Предоставление налоговых льгот.

Регулирующая функция налогов в современных условиях не только в том, чтобы максимально освободить прибыль и доходы от налогов, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйствующему субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.

Доктор экономических наук Д. Черник определяет сущность налогов как "изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

1.2 Структура налоговой системы РФ

Совокупность предусмотренных законодательством налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а так же принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля образует налоговую систему.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны. При формировании налоговой системы исходят из следующего ряда принципов:

1. Виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов имеют силу закона.

2. Сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечить соблюдение экономических интересов участников общественного производства. Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, т.к это позволяет планировать деятельность.

3. Обязателен механизм защиты от двойного налогообложения.

4. Налоги должны быть разделены по уровням изъятия.

5. Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий. Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги.

6. Единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящей целевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием НТП, защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержка предпринимательства.

7. Система налогообложения должна быть комплексной при умелом сочетании разных способов налогообложения. Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить много маленьких налогов, чем один большой.

8. Обязательны простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора, избежание чрезмерной тяжести. Налоги по способу взимания бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

Построение налоговой системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между ее элементами. Каковы эти взаимосвязи? Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере.

Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога - его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа - фискальной.

Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.

Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутри-, так и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.

Налога. По Закону Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 ... . Ст. 13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» устанавливает ответственность налогоплательщика за...

  • Налоговая система Российской Федерации (11)

    Реферат >> Финансы

    Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» ). Данная тема – «Налоговая система Российской Федерации» – сложна, интересна... налоговой системе есть и положительные моменты. На данный момент налоговая система Российской Федерации построена...

  • В современном обществе налоги являются основным источником доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части бюджета любой развитой системы. Кроме фискальной функции налоги используются в качестве инструмента экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, на направления социально-экономического развития.


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

    PAGE \* MERGEFORMAT 3

    ВВЕДЕНИЕ …………………………………………...…………………………..3

    ГЛАВА I

    1.1. П онятие и сущность налоговой системы……………….………………5

    1.2. Устройство налоговой системы и ее роль……………………………..……8

    1.3. Функции налоговой системы…………………………………….……..…..13

    ГЛАВА II .

    2.1. Предпосылки формирования налоговой системы РФ ……………………18

    2.2. Этапы развития налоговой системы РФ……………………………...……21

    2.3. П роблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ……..……28

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………33

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………..34

    ВВЕДЕНИЕ

    Одним из важнейших элементов рыночной экономики являются налоги. Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и применение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы.

    В современном обществе налоги являются основным источником доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части бюджета любой развитой системы. Кроме фискальной функции налоги используются в качестве инструмента экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, на направления социально-экономического развития. Именно поэтому так важно правильное построение и четкое функционирование налоговой системы России, этим и обусловлена актуальность темы данной курсовой работы.

    Таким образом, целью данной работы является рассмотрение теоретической базы налоговой политики, а также этапы ее эволюции на примере РФ и различие налоговых политик разных стран.

    Задачами данной работы являются:

    Определить п онятие и сущность налоговой системы;

    Рассмотреть устройство налоговой системы и ее роль в экономике;

    Выделить функции налоговой системы;

    Провести анализ предпосылок формирования налоговой системы РФ;

    Раскрыть этапы развития налоговой системы РФ;

    Выявить п роблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ.

    Нормативную основу данной курсовой работы составили Конституция РФ и федеральное законодательство, затрагивающее вопросы налоговой системы. Теоретической основой для написания работы являются учебные материалы и научные статьи следующих авторов: С.М. Борисов, П.А. Коротков, А.М. Бабич, Л.Н. Павлова, О.И. Лаврушина, Е. Ф. Жукова.

    ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

    1.1. Понятие и сущность налоговой системы

    Налоги являются одним из основных определений экономической науки. Вся сложность понимания сущности налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, правовое и хозяйственное явление жизни.

    Налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.

    Система налогов – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других, приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и мировой практике являются: НДС, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж.

    Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. [ 13 ]

    Таким образом, под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

    Налоговый механизм – понятие более объемное, чем налоговая система, представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуются налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на отношение конкретных социально-экономических задач.

    Наиболее важную роль в налоговом механизме имеет налоговое законодательство, а внутри него – механизм налогообложения (уровня налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов).

    Законодательными актами государство устанавливает конкретные методы исчисления и способы уплаты и взимания налогов.

    Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

    Объект налогообложения – это операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

    Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

    Налоговый период – определенный период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

    Налоговая ставка – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога.

    Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой,

    Порядок исчисления налога – конкретный порядок уплаты налога, который устанавливается законодательством о налогах;

    Порядок и сроки уплаты налога - срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока. [ 6 ]

    Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

    Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами:

    1. Полнота выявления источников в целях обложения их налогом;
    2. Минимизация расходов по взиманию налогов.

    Эффективность налоговой системы определяется как чистый доход государства от поступления налогов, т.е. как разница между взысканными налогами и издержками взимания. Степень воздействия всей налоговой системы на экономическую конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью, а также от уровня ставок налогов.

    Существует три вида налоговых систем: глобальная, дифференцированная и смешанная.

    В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система шире применяется в западных государствах. При дифференцированной системе все доходы делятся на группы в зависимости от источника их получения (активные и пассивные доходы), к которым применяются различные ставки. В смешанной системе присутствуют элементы глобальной и дифференцированной систем. [ 8 ]

    Таким образом, н алоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

    1.2. У стройство налоговой системы и ее роль

    Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного
    регулирования социально-экономического развития, инвестиционной
    стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в
    прои Экономическая безопасность напрямую связана с безопасностью налоговой системы, являющейся ее важнейшей составляющей и несоблюдение которой приводят к экономическим и социальным угрозам: это прежде всего вывоз капитала, наличие«теневой» и«серой», не до получение налогов, так называемые налоговые недоимки.

    Понятие налоговой безопасности следует определять через категории «стабильности» и«устойчивости» системы налогообложения России.

    Стабильность предполагает эволюционное реформирование налоговой

    системы, направленное на обеспечение гарантированного максимума

    налоговых поступлений при соблюдении законных экономических, социальных

    и иных интересов и прав всех субъектов налоговых отношений. Устойчивость

    системы налогообложения России, как способность налоговой системы в

    достаточной степени автономно поддерживать неизменность налоговых

    процессов, ее развитие, чувствительность и безопасность предусматривает

    создание надежных условий и гарантий успешного выполнения заданий по

    сбору налогов, сдерживание угроз, способных дестабилизировать налоговую

    систему, а также создание благоприятного климата при взаимодействии с

    налогоплательщиками. Устойчивость системы налогообложения

    характеризует надежность составляющих ее элементов, внутренних и внешних

    связей, способных противостоять возмущениям. Она позволяет оценить

    достаточность защищенности налоговой системы(способность противостоять

    политическим, экономическим, налоговым, информационным, криминальным и

    др. угрозам внутреннего и внешнего характера), а также является

    универсальным инструментом для анализа проблем налоговой безопасности на

    макроэкономическом уровне.

    Исходя из выше сказанного, очевидно, что налоговая среда требует формирования институтов, обеспечивающих рост бюджетных доходов и регулирование экономических процессов. При этом налоговая безопасность предполагает не только борьбу с уклонением от уплаты налогов и вывод экономики из тени, но и повышение качества налогового управления.

    Управление налогообложением – это важнейшая сфера научно-практических исследований и методических действий, являющихся частью общей теории и практики управления. В терминологическом понятии к данной категории относится налоговое администрирование.

    Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всей экономики государства. [ 15 ]

    Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

    Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы, ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

    Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ

    Налоги классифицируются по различным признакам.

    1. По способу изъятия

    2. По воздействию налоги

    3. По назначению

    4. По субъекту уплаты

    5. По объекту налогообложения

    6. По источнику уплаты

    Классификации налогов представлен на рис.2.

    Рис.1. Классификация налоговых платежей

    Существуют 3 способа взимания налогов:

    1. Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.

    2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком).

    Способность налоговой системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов, на которых она построена.

    Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экон о мические, юридические и организационные принципы (рис. 2).

    Принцип хозяйственной независимости

    Принцип установления налогов законами

    Принцип единства н а логовой системы

    Принцип справедлив о сти

    Принцип приоритета налогового закона над неналоговым

    Принцип подвижности налогообложения

    Принцип соразмерности

    Принцип отрицания обратной силы налогового закона

    Принцип стабильности налоговой системы

    Принцип учета интер е сов

    Принцип наличия в законе с у щественных элементов налога

    Принцип множестве н ности налогов

    Принцип экономичн о сти

    Принцип сочетания интересов государства и субъектов налог о вых отношений

    Принцип исчерпыва ю щего перечня налогов

    Рис.2. Принципов налогообл о жения

    Экономические принципы впервые были сформулированы

    Юридические принципы налогообложения – это общие и специальные принципы налогового права.

    Организационные принципы налогообложения – положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов.

    Принципы построения налоговой системы должны создавать в своей совокупности условия для эффективного выполнения налоговыми системами своих функций.

    1.3. Функции налоговой системы

    Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.

    Налоги выполняют шесть важнейшие функции (рис.3):

    1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).

    2. Макроэкономическая (регулирующая функция).

    3. Распределительная функция

    4. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).

    5. Стимулирующая функция.

    6. Контрольная функция.

    Рис.3. Функции налоговой системы

    Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - учреждения культуры, здравоохранения, образования и др.

    Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимы потребности.

    Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.

    Макроэкономическая (регулирующая) функция – это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

    Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

    Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д).

    Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

    Социальная функция налоговой системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.

    Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастриваемая» функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

    Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

    Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

    Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.

    В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.

    Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

    Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность.

    Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чyвствyет себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т.п.

    Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации. [ 7 ]

    Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

    ГЛАВА II . ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

    2.1. Предпосылки формирования налоговой системы РФ

    Налоги всегда были одной из самых острых тем как в теории, так и в практике экономики. Именно они отражают важнейшую сторону взаим о отношений между человеком и обществом, представляемым государством, само существование которого обеспечивается путем налогообложения граждан. Поэтому история возникновения налогов в различных видах и формах (натуральных и денежных, прямых и косвенных, федеральных и региональных, и прочее, и прочее, и прочее) начинается одновременно с появлением первых государств. Так н алоги, известные с далёкой древности были неотделимы от государства в условиях рыночных отношений.

    Понятие налогов возникло на заре человеческой цивилизации с появлением первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование. На протяжении веков в любом цивилизованном государстве они служат основным источником доходов казны.

    Однако налог не является начальной формой аккумуляции денежных средств бюджетом. Существовало много видов поступлений в казну: дань с побежденных; контрибуции; домены – государственные имущества, приносящие доход (земля, леса, вещные права, капиталы); регалии – промысловые источники дохода монопольного характера (казенные фабрики; железная дорога; таможенная, судебная, монетная и другая регалии); пошлины с вывоза и ввоза.

    Возникновение системы налогообложения связано, скорее, не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Первые теоретические представления о налогообложении сложились уже в период средневековья. В условиях постоянных внешних и внутре н них угроз население нуждалось в защите, которую способно было обесп е чить только сильное государство. Государство же могло выполнять эту свою обязанность перед населением не иначе, как получая от него необх о димые средства. Отношения между монархом и его подданными приобр е тали характер договорных: монарх оказывал заказанную подданными услугу, а те ее оплачивали. В современных терминах это – возмездное оказ а ние услуг.

    Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление, военная защита и т.д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях - служители религиозного культа и та часть воинов, которая относил ась к «регулярной» армии указанной общественной группы.

    Налоговые отношения, формируясь в сфере общественной жизни, охватывают каждого субъекта экономики, обеспечивая сочетание и увязку интересов всего общества и каждого из его членов. Базовые условия налогообложения определяются мерой общественного, то есть государственного присвоения элементов материального содержания собственности налогоплательщика, устанавливают степень дифференциации объектов имущественных отношений между государством и каждым его гражданином. Государство, как субъект налоговых отношений, опосредует частичное изъятие финансовых ресурсов государственными органами федерального центра, региональными структурами, муниципалитетами для обеспечения общественных нужд. Налоговый механизм определен как комплекс форм и методов управления налоговой системой, призванный обеспечивать баланс интересов участников налоговых отношений

    Исходными предпосылками формирования современной налоговой системы и ее институтов в России послужили институциональные изменения в сфере отношений собственности (в результате процесса разгосударствления, приватизации и акционирования) и необходимость действенного обеспечения фискальной политики государства за счет создания децентрализованной структурно-уровневой конструкции системы налоговых изъятий. Это объективно потребовало введения трехуровневой системы налогообложения, включающей федеральный, региональный и муниципальный ее модули, вследствие чего институциональное устройство налоговой системы России, став подобным построению ее финансовой системы, привело к усложнению субъектной структуры экономических отношений в сфере налогообложения.

    Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок для его создания.

    На этом этапе наиболее важной (а иногда и единственной) задачей системы налогообложения являлось обеспечение благоприятных материально-экономических условий для разделения функциональных обязанностей в общественных группах. Налогообложение позволило создать систему материального обеспечения общественных групп, напрямую не задействованных в добывании или создании ценностей материального характера. В дальнейшем, с появлением государственных образований, характер задач, решаемых с помощью системы налогообложения, значительно расширился.

    В современном обществе налоговый механизм помимо выполнения фискальной функции используется как экономический инструмент воздействия государства на развитие производства, его отраслевую и территориальную структуру, состояние научно-технического прогресса, т.е. налоги выполняют важнейшую функцию регулирования хозяйства.

    2.2. Этапы развития налоговой системы РФ

    Российская система налогообложения формировалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения вместе с переменами в экономическом и политическом устройстве страны. И не всегда эти процессы происходили в России гладко и безболезненно.

    Анализ дореволюционного периода становления налоговой системы России можно условно разделить на несколько этапов.

    Конец IX–XII в. – начало становления налоговой системы России. Предпосылкой ее развития послужило объединение Древнерусского государства. Отличительная особенность налоговой системы того времени – нерегулярный характер налоговых платежей, чаще всего в виде поборов и дани в княжескую казну как контрибуция с побежденных народов. Основное место отводилось пошлинам.

    Период татаро-монгольского ига (XIII–XIV вв.) можно обозначить как дискриминационный: развитие налоговой системы было фактически приостановлено, налоги и сборы стали носить угнетающий характер. Поборы истощали экономику Руси и не давали возможности дальнейшего развития. Превалировало косвенное налогообложение, уплата сборов контролировалась баскаками – представителями хана на местах, обложение носило повсеместный характер, взималось без экономического обоснования и преимущественно раскладочным способом.

    На XV–XVI вв. приходится становление подушного обложения. После свержения татаро-монгольского ига Иваном III было продолжено реформирование налоговой системы. На данном историческом этапе, как и в целом в мировой практике, сборы стали взиматься на возмездной основе, как плата за защиту граждан от внешних и внутренних врагов. Именно в это время появляются первые прямые налоги, что стало новым этапом в становлении финансовой системы Руси. Однако ведущее место по-прежнему занимают акцизы и пошлины. В это же время закладываются основы налоговой отчетности. Со второй половины XVI в. положено начало взиманию отдельных налогов и сборов в денежной форме.

    В период правления Алексея Михайловича (1629–1676 гг.) система налогообложения начинает приобретать упорядоченный характер: появляется специальный орган, отвечающий за контроль фискальной деятельности, – Счетная палата. Данный период ознаменован частыми народными волнениями («соляной» и «медный» бунты).

    Начало нового витка экономических реформ, и налоговой системы в частности, приходится на период правления Петра I (1672–1725 гг.). Резко возрастает количество различных налогов и сборов, вплоть до знаменитого налога на бороды. Все это было обусловлено нехваткой финансовых ресурсов государства.

    Для периода царствования Екатерины II (1729–1796 гг.) и Александра I (1777–1825 гг.) характерно упрощение системы налогообложения, а также издание значимых указов, касающихся налогообложения. Особо значимым событием этого периода стал Манифест Александра I «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 г., когда было создано Министерство финансов.

    Вообще политику того времени в сфере налогообложения можно охарактеризовать следующим образом: доходы бюджета формировались в основном за счет налогов с крепостного крестьянства – две трети всех поступлений (подушная подать, оброк, «питейный доход»).

    В 1818 г. в России издан первый крупный труд в области налогообложения – «Опыт теории налогов» русского экономиста Н.И. Тургенева, представляющий собой классическое исследование основ государственного налогообложения того времени.

    С середины XIX в. до Великой октябрьской революции система налогообложения продолжала совершенствоваться. Наиболее значимым событием этого периода стала работа Податной комиссии для упорядочения и уравнения прямых налогов. Данным органом были введены главные положения взимания налогов – посредством научной обоснованности (сбор статистических сведений по всем отраслям экономики, согласно которому в 1870 г. был введен государственный налог на землю в размере от 0,25 до 10 коп. с десятины (в зависимости от ценности угодий)), а с 1 января 1863 г. повсеместно отменялась система винных откупов и заменялась акцизной. Большую роль играют прямые налоги.

    Налоговая система приобретала преимущественно стимулирующий характер, особенно для промышленников: рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал. В этот же период вводится подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д. Кроме того, отмечался рост налогов, отражающих развитие новых экономических отношений: сбор с аукционных продаж, налог с капитала для акционерных обществ, сбор с векселей и заемных писем и пр.

    Несколько раз за период производилось снижение выкупных платежей и сборов и прощение недоимок по ним (первые признаки налоговой амнистии). [ 10 ]

    Послереволюционное реформирование налоговой системы России можно представить следующим образом.

    В 1918–1921 гг. происходит ликвидация сложившейся налоговой системы. Первые советские налоги не имели большого фискального значения и из инструмента финансовой политики были превращены в орудие классовой борьбы, средство экономического подавления не только «капиталистов и помещиков», но и большого количества людей, относящихся к среднему классу. В феврале 1921 г. Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов. Налоговый аппарат был полностью расформирован. В своем экономическом развитии Россия вернулась на несколько веков назад.

    В это время существовали следующие группы налогов, пошлин, сборов

    Прямые налоги. К ним относились сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-поимущественный, единый натуральный налог, индивидуальное обложение кулацких хозяйств, военный налог, налог с наследства и дарений и др.;

    Косвенные налоги. К ним относились акцизы, налог с доходов
    от демонстраций кинофильмов. Акцизы были установлены на продажу чая, кофе, сахара, соли, алкогольных напитков, спичек, нефтепродуктов и некоторых других потребительских товаров;

    Пошлины: патентная, судебная и др.;

    Сборы: гербовый, патентный, канцелярский, прописочный, на
    нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

    В этот период появилось множество налогов и сборов, не предусмотренных законодательством, которые устанавливали местные органы власти.

    На период нэпа (1921–1930 гг.) приходится начало восстановления системы налогообложения. В соответствии с Положением о Народном комиссариате финансов, утвержденным ВЦИК 26 июля 1921 года, в составе Наркомфина было создано Организационно-налоговое управление (позднее – Управление налогами и государственными доходами). Так же следует отметить, что на развитие советского налогообложения 20-х гг. большое влияние оказало налоговое устройство дореволюционной России, вплоть до воспроизводства ряда отличительных черт.

    Характерными чертами данного периода были двойное налогообложение и дистимулирующие налоги: к концу 20-х гг. в СССР действовало 86 видов платежей в бюджет.

    К следующему периоду развития налоговой системы (1931–1941 гг.) относится первая советская реформа налогообложения (1930–1932 гг). Характерным признаком данного периода стало снижение роли налогов в системе государственных финансов. При этом налоги выполняли несвойственные им функции и использовались как орудие политической борьбы. Фискальная функция практически полностью утрачивает свое значение. После налоговой реформы полностью упраздняется система акцизов и происходит унификация совокупности всех налогов с юридических лиц в два основных налога: налог с оборота и отчисления от прибыли. Доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового внутреннего продукта, на основе государственных монополий.

    Военное (1941–1960 гг.) и послевоенное (1960–1965 гг.) время предопределило развитие налоговой системы в России. Во время Великой Отечественной войны продолжает действовать система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий. Вводятся новые налоги с физических лиц: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, военный налог, сбор с владельцев скота. В акты налогового законодательства в послевоенный период вносятся существенные изменения в части подоходного и поимущественного налогообложения населения.

    Период 1965–1989 гг. можно назвать эпохой безвременья налоговой системы как таковой: основное место в формировании доходной части бюджета продолжают занимать поступления от народного хозяйства в виде прямых изъятий от прибыли (за фонды, за трудовые ресурсы, за природные ресурсы и т.д.). Прямые налоги с населения составляли около 7 % всех поступлений бюджета.

    И только постепенный переход на новые условия хозяйствования в середине 80-х гг. заложил объективные предпосылки необходимости полномасштабного восстановления налоговой системы России и положил начало периоду реформирования налоговой системы 1990–1998 гг.

    Впервые единая система налогообложения в Советском Союзе была создана в 1990 г. и нашла отражение в Законе «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 14.06.90 г. № 1560-1, которым регламентировался перечень налогов, взимаемых в бюджет. Верховным Советам союзных и автономных республик были предоставлены права устанавливать республиканские и местные налоги.

    В 1990 г. вместо управлений, отделов и инспекций государственных доходов были образованы Главная государственная налоговая инспекция Министерства финансов СССР, Государственные налоговые инспекции министерств финансов союзных и автономных республик и аналогичные подразделения в областных, краевых, окружных, городских и районных финансовых аппаратах.

    Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91 г. № 2118-1 положил начало построению современной налоговой системы России. В течение 1991–1992 гг. процесс создания единой централизованной системы налоговых органов Российской Федерации был завершен. О важности налоговой системы для развития народного хозяйства свидетельствует и тот факт, что этот вопрос нашел отражение в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., где оговорены общие черты налоговой системы и обязанности налогоплательщиков.

    Принятие первой части Налогового кодекса в 1998 г., а затем и второй его части в 2000 г. определило и укрепило основы действующей в настоящее время налоговой системы, ключевые понятия налоговых отношений, статус налогоплательщиков и налоговых органов, их права и обязанности, ввело новые понятия, до сих пор отсутствовавшие, но необходимые. Постепенное введение и изменение отдельных положений Налогового кодекса РФ продолжает реформирование уже действующей налоговой системы.

    С 1 января 2001 г. вступила в действие вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации, раздел VIII «Федеральные налоги»: глава 21 «Налог на добавленную стоимость», глава 22 «Акцизы», глава 23 «Налог на доходы физических лиц», глава 24 «Единый социальный налог». В последующие периоды продолжалось введение налогов во вторую часть кодекса. В настоящее время она содержит все налоги, предусмотренные Налоговым кодексом, кроме налога на имущество физических лиц.

    Наряду с работой по упорядочиванию налоговой системы государством проводилась налоговая политика по снижению налогового бремени налогоплательщиков, что выражалось в снижении налоговых ставок.

    Рис.4. Налоговая система РФ

    Налоговая ставка по налогу на прибыль была снижена с 35 до 24%. По налогу на доходы физических лиц применялась прогрессивная шкала налогообложения: в 1992 г. максимальная ставка составляла 60%, в 1998 г. — 35%, с 2000 г. введена единая ставка 13%. Это также способствовало выводу доходов организаций и физических лиц из теневой экономики.

    На рис.4. показана современная налоговая система РФ.

    Формирование налоговой системы не завершено и по сей день, современная российская налоговая система относительно молода. До сих пор не закончено формирование второй части Налогового Кодекса РФ, а значит, не вступили в силу статьи 13,14,15 первой части налогового Кодекса определяющие перечень налогов действующих на территории РФ.

    Созданная в постперестроечный период и подвергавшаяся за последнее десятилетие подчас революционным изменениям, она далека от идеала. Развившаяся в последнее время полемика относительно определения направлений преобразования налоговой системы, с нашей точки зрения, обречена на безрезультативность вследствие отсутствия должного анализа исторического опыта. В частности, в плане выявления проблем, оказывающих влияние на развитие налоговой системы и в то же время подчас ограничивающих ее эффективность.

    2.3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ

    Одна из основных проблем в Налоговой системе Российской Федерации это то, что система создает два различных налоговых режима.

    Первый – финансовый прессинг – для производителей и инвесторов, выставляемых в качестве кормильцев мира;

    Второй – сравнительно льготный – для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

    Обложение преимущественно доходов от трудовой и предпринимательской деятельности с неблагоприятными социальными и экологическими эффектами, такими как: рост алкоголизма, загрязнение окружающей среды. То есть, вместо стимулирования, снижения экологических, социальных и экономических издержек, эта система оказывает негативное воздействие на инвестиционную активность и на развитие производства и финансовой сферы, стимулирует рост теневой экономики.

    Необеспеченность региональных и местных бюджетов естественными стабильными и значительными источниками финансирования при существенном усилении реальных властных полномочий субфедеральных субъектов.

    Налоговая система не стимулирует повышение платежной дисциплины. Хуже того, использование метода учета производства продукции и дохода по поступлению выручки на расчетный счет привело к стремлению предприятий не получать средства в оплату поставленной продукции на расчетный счет, а использовать разнообразные схемы обналичивания и утаивания этих средств.

    Вторая проблема в Налоговой системе Российской Федерации это слабая собираемость налогов и узкая база налогообложения

    Система не способствует эффективному функционированию налоговой системы и нецивилизованные действия государства, постоянно меняющего правила экономической игры. В условиях, когда ставки налогообложения меняются постоянно, никакая долгосрочная предпринимательская деятельность невозможна, так как государство выступает ненадежным экономическим партнером. Налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение.

    Главным путем решения проблемы налоговой системы является дальнейшее совершенствование правового регулирования сферы налогообложения.

    Цели налоговой политики в среднесрочной перспективе заключаются в следующем.

    1. Отказ от увеличения номинального налогового бремени при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы.
    2. Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

    В среднесрочной перспективе будет продолжено совершенствование системы администрирования налогов в России. В частности, предполагается совершенствовать подходы к проведению налоговых проверок, повысить уровень информационного обеспечения и автоматизации налоговых органов, обеспечить информационное взаимодействие между налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными органами, совершенствовать систему государственной регистрации юридических лиц.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Мировой опыт государственного регулирования экономики свидетельствует о том, что одним из наиболее действенных способов влияния государства на развитие социально-экономических процессов в стране выступает налоговая система.

    Именно налогообложение включает в себя известные инструменты стимулирования инновационного развития, способствует повышению конкурентоспособности отечественного производства, является одним из самых эффективных инструментов макроэкономического регулирования. В связи с длительностью и сложностью проявления кризисных процессов в мире, их тесным переплетением в условиях глобализации и интеграции к развитию налоговых отношений выдвигаются повышенные требования. Противоречия, связанные с несогласованностью потребностей в налоговых поступлениях и возможностью их обеспечения (устранить которые не удалось в нашей стране даже в периоды экономического роста), приобрели дальнейшую остроту и требуют новых теоретико-методологических подходов.

    Таким образом, в современном мире налоговая система выступает важне й шим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2
    2. Брызгалин Л.В. Налоговый кодекс РФ и российское налоговое законодательство: соотношение и взаимодействие// Налоговый вестник. - 2010. - №1. - С. 29.
    3. Все налоги России / Под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Экономика, 2012. - 322 с.
    4. Доклад Минфина России «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
    5. Швецов Ю. Г. Эволюция российского бюджетного федерализма // Вопросы экономики. – 2005. – № 8 и др.
    6. Игонина Л.Л., Кусраева Д.Э. Налоговый потенциал региона: эффективность реализации и факторы роста: Монография. Краснодар. 2010.
    7. Евстигнеев Е.Н. «Основы налогообложения и налогового права», Учебное пособие. – М. Инфра-М, 2009;
    8. Карасёва М.В. «Финансовое право». Общая часть: Учебник. – М.: «Юристъ», 2009;
    9. Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О.В. Качур. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2014. — 432 с.
    10. Курочкин В.В., Басиев М.К. Налоговое администрирование как инструмент антикризисного управления // Финансы. – 2010. – №1. – С.28.
    11. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: учебник. М.: Юрайт, 2011. 310 с.
    12. Слепов В.А., Шуба В.Б., Бурлачков В.К. Приоритетные направления развития межбюджетных отношений // Финансы. – 2009. – №3. – С.29.
    13. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. Режим доступа: www.minfin.ru
    14. Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров / под ред. Д. Г. Черника. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 393 с.
    15. Налоги налоговая система Российской Федерации. Практикум:
    1. Починок А.П. Налоговая система России: от анализа проблем к их решению / А.Починок // раво.- 2009.- №2.- С. 8-15
    2. Семёнова М.В. «Налоги с иностранных юридических и физических лиц: исчисление и отражение в бухгалтерском учёте». М.: «Финансы и статистика», 2009;
    3. Сутыркин С.Ф., Погорлецкий А.И. «Налоги и налоговое планирование в мировой экономике». – М.: ДС «Экспресс ИНК», 2010;
    4. Черник Д.Г. Налоги: практика налогообложения / Д.Черник. М.: Финансы и статистика, 2009. -368 с.

    PAGE \* MERGEFORMAT 3


    Функции налогов

    Распределительная

    Регулирующая

    Фискальная

    Социальная

    Стимулирующая

    Контрольная

    EMBED OrgPlusWOPX.4

    СОБСТВЕН-НЫЕ НАЛОГИ

    5. По объекту

    РЕГУЛИ-РУЮЩИЕ НАЛОГИ

    НАЛОГИ С ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА

    НАЛОГИ СМЕЖНЫЕ

    НАЛОГИ С ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

    НАЛОГИ С ВЫРУЧКИ ОТ ПРОДАЖ

    НАЛОГИ С ЮРИДИЧ Е СКИХ ЛИЦ

    НАЛОГИ С ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОХОДА

    НАЛОГИ НА ПОТРЕБЛЕНИЯ

    НАЛОГИ С ВЫРУЧКИ/ ДОХОДА

    НАЛОГИ С Ф И ЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

    Организационные

    РЕСУРСНЫЕ НАЛОГИ

    3. По назначению

    КОСВЕННЫЕ

    ДЕГРЕССИВНЫЕ/ РЕГРЕССИВНЫЕ

    МАРКИРО-ВАННЫЕ

    а) реальные

    б) личные

    ОБЩИЕ

    ПРОГРЕССИВНЫЕ

    ПРЯМЫЕ

    ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ

    1. По способу взимания

    2. По воздействию

    а) косвенные универсальные

    б) фискальные монополии

    НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

    4. По субъекту

    7. По полноте прав использования

    6. По источнику уплаты

    Принцип нейтральности (равного налогового брем е ни)

    Экономические

    Юридические

    ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ

    СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛ О ЖЕНИЯ

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    9293. Налоговая система государства 24.3 KB
    Налоговая система государства План: Основные понятия налоговой системы Принципы построения системы Классификация налогов Основные понятия и определения системы Элементы налога Налоговая система страны – совокупность норм правил законодательных актов на основе которых происходит: взимание налогов пошлин на территории данного государства; регулирование взаимоотношений и определение полномочий сторон участвующих в процессе налогообложения. Принципы налогообложения были разработаны и...
    762. Налоговая система РФ. Государственные доходы 42.05 KB
    Баланс интересов государства и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что в настоящее время наиболее остро встает проблема уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов. Необходимо отметить, что механизм взимания налогов также играет существенную роль при расчете налоговой нагрузки
    5282. Налоговая система РФ и пути ее совершенствования 30.26 KB
    В рыночной экономике каждое государство широко использует налоги как регулятор некоторых отрицательных факторов рынка. В условиях перехода к экономическим способам управления быстро растет роль налогов как регулятора экономики поощрения и развития ведущих отраслей народного хозяйства через налоги государство может осуществлять качественную политику в развитии наукоемких производств и уничтожении убыточных предприятий. Эти законопроекты установили идущие в бюджетную систему налоги сборы пошлины и другие платежи определяют плательщиков...
    19753. Налоговая система Республики Казахстан, становление и перспективы ее развития 142.59 KB
    Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода Казахской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы
    19711. Налоговая система Республики Казахстан: и ее развитие на современном этапе 94.84 KB
    Налоговые отношения всегда представляют собой доходные отношения какого-либо фонда денежных средств. Обычно налоги являются доходом бюджета, но могут быть использованы для формирования и других самостоятельных денежных фондов, существующих и вне бюджета. Вопрос о том, чьим доходом являются те или иные доходы зависит от строения финансовой системы государства.
    5800. Банковская и налоговая системы США 37.26 KB
    Основы финансовой системы США. Постепенно складывавшаяся на протяжении несколько веков финансовая система США последние несколько десятилетий остается самой мощной в мире. Но несмотря на все высказывания именно американский доллар продолжает оставаться свободно обращающейся во всех странах резервной валютой а самые дорогие мировые компании все еще находятся в США. Финансовая система США сложна и многообразна состоит из множества государственных федеральных и иных органов власти и управления финансовых и административных ведомств...
    16086. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика 412.39 KB
    Государство устанавливая налоги стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач которые реализуются посредством налогово-бюджетной политики. Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика Инструменты фискальной политики...
    17069. МЕЖДУНАРОДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 13.12 KB
    Борьба с международным уклонением от уплаты налогов и его посредниками – низконалоговыми юрисдикциями офшорами ведется странами-членами ОЭСР с появления на мировом рынке международного бизнеса и развития системы его налогообложения. Офшоры издавна привлекают международный бизнес не только низкими или нулевыми налоговыми ставками что само по себе легально но и сокрытием информации о налогоплательщиках и их налоговых доходах представляя серьезную опасность для мировой экономики. Переломным этапом в развитии международной политики...
    4468. Налоговая информация и информационные процессы в налоговой сфере 16.38 KB
    Понятие, обозначаемое термином «информация», относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках. В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах
    3022. Налоговая ставка. Прогрессивное, пропорциональное и регрессивное налогообложение. Кривая Лаффера 9.94 KB
    Прогрессивное пропорциональное и регрессивное налогообложение. Налоги обязательные платежи взимаемые государством с юридических и физических лиц. Объект налогообложения ОН – имущество на стоимость которого начисляется налог. Налоговая ставка – размер налога на единицу налогообложения.