За последние годы система высшего профессионального образования претерпела значительные изменения, связанные с разрушением монополии государства на предоставление образовательных услуг и ростом конкуренции в данном сегменте. Рыночная конъюнктура стала оказывать заметное влияние на поведение вузов, а конкуренция в сфере высшего образования определила не только положительные сдвиги в функционировании института образования, но и выявила значительные противоречия, сопряженные с необходимостью трансформации модели социального управления вузами.

Возникновение конкуренции в сфере высшего профессионального образования, часто связывают с зарождением и развитием негосударственных высших учебных заведений. В целом функционирование рынка образовательных услуг происходит в соответствии с законами рыночной экономики, вместе с тем имеется и ряд отраслевых отличий, в частности можно отметить: высокий динамизм обновления информации, при невозможности динамического изменения содержания образовательного продукта; значительная территориальная сегментация производителей образовательных услуг, в условиях локализации и регионализации спроса на продукт; высокая чувствительность образовательных услуг и спросу на них к рыночной конъюнктуре; индивидуальность производства; возможность государственного вмешательства и регулирования условий предоставления образовательных услуг и др. Эффективность функционирования рыночного механизма реализации образовательных услуг определяется экономико-правовыми и социально-политическими условиями, в частности: самостоятельность и независимость субъектов рынка в сочетании с экономической и правовой ответственностью; наличие условий для рыночной конкуренции, в условиях развития инновационных экономически эффективных механизмов; свободное ценообразование, основанное на административном и экономическом регулировании. Вместе с тем, основой эффективности развития любого рынка, и рынка образовательных услуг в частности, является наличие конкурентных взаимоотношений. Вопрос о конкуренции на образовательном рынке значительно обострился в последнее время, что в первую очередь обусловлено демографическими причинами, а также неоправданным ростом количества вузов, предоставляющих образовательные услуги только в одном сегменте. С экономической точки зрения конкуренция и структура рынка определяется количеством продавцов и степенью дифференцированности предоставляемых услуг. В 2006 год высшее образование получали 33% молодежи в возрасте от 17 до 25 лет. Столь высокий спрос на высшее образование определяется потребностями рынка труда и спросом на квалифицированных и дипломированных специалистов. Вместе с тем не все направления подготовки и специальности испытывают на себе влияние конкуренции и внедрения рыночной экономики в сферу образования. Наибольшим спросом пользуется специальность и направление подготовки «экономика и управление», на них обучаются 36% и 28% соответственно. На втором месте у покупателей образовательных услуг гуманитарные специальности, на них обучаются 18% будущих специалистов, и 27% бакалавров и магистров. Соответственно и конкуренция в данных сегментах имеет более явные проявления в отношении ценообразования на продукцию и создания новых специализаций в данном направлении. Другим аспектом обострения конкуренции в данном ракурсе является регулирование ценообразования в государственных и негосударственных вузах и рост проходного бала в конкурсе на бюджетные места. Создание конкурентных преимуществ и преодоление конкурентных недостатков выступает как одна из основных целей соперничества заинтересованных сторон, определяющая степень конкурентоспособности участников рынка образовательных услуг, выраженную в тех или иных показателях имеющих результирующий характер.

Учет конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг целесообразно рассматривать с учетом разнообразия высших учебных заведений в рамках сегментации сферы образования или выделения конкурентных кластеров в ней. Сегментация рынка образовательных услуг идея далеко не новая, еще в советские времена существовало деление вузов на классические университеты, отраслевые профильные вузы очного обучения и отраслевые профильные вузы заочного обучения, обладавшие сетью филиалов и учебно-консультативных пунктов. В настоящее время сегментация рынка образовательных услуг имеет несколько иную природу, с учетом реорганизации высшего профессионального образования. Российские вузы, в соответствии с организационной структурой и стратегическими целями, могут принадлежать к исследовательскому, предпринимательскому, сетевому, корпоративному, исследовательско-предпринимательскому и конкурентному кластеру. Рассмотренная сегментация рынка образовательных услуг не удовлетворят требования рыночной конъюнктуры и реалиям настоящего времени. Более правомерной является сегментация, основанная на направлениях обучения, реализуемых высшими учебными заведениями: естественно-математический, гуманитарный и социально-экономический, педагогически, технический. В раках данных сегментов целесообразно применять конкурентные кластеры с учетом моделей вузов, предложенных Грудзинским А.О. (отзывчивый вуз, предпринимательский, сетевой, предприятие университет и университет - технополис). Следует отметить, что не все модели представлены на российском рынке образования в полном объеме, имеются как промежуточные, так и трансформирующиеся формы.

рынок труд социальный образовательный

Страница 2 из 2

Проблема образования и анализ ситуации на рынке образовательных услуг на сегодняшний день является очень важным и востребованным вопросом. В современном мире роль получения высшего образования и всех условий его достижения является главной и определяющей проблемой. В наше время во многих странах уделяется большое внимание и время анализу рынка образовательных услуг, изучаются его конкуренция, основные механизмы, структура, роль на рынке в целом и многое другое. И Россия не исключение.

Образование на сегодняшний день – это одна из наиболее динамичных и перспективно развивающихся отраслей экономики, а рынок образовательных услуг - один из наиболее высоких по темпам развития и роста. По определенным оценкам ежегодный прирост объемов спроса и предложения на образовательные услуги в сфере высшего образования и образования в наиболее быстро развивающихся странах достигает 10-15 %. Особенности развития сферы образования и сама сущность образования предопределяют тот факт, что рынок образовательных услуг имеет определенную специфику. Рынок образовательных услуг подвержен тем же силам, которые воздействуют на любой другой рынок, будь то рынок товаров или услуг. Именно рынок образовательных услуг сочетает в себе как рыночные, так и не рыночные механизмы функционирования. В этом заключается его специфика.

Основной элемент рыночной экономики и механизма существования и развития рынка -конкуренция. Если рассматривать рынок образовательных услуг, следует отметить, что он не является рынком совершенной конкуренции, поскольку не удовлетворяются и не выполняются важные условия чистой конкуренции, такие как: наличие стандартного характера продукции, доступность экономической информации, отсутствие контроля над ценами со стороны государства. Однако конкуренция на рынке образовательных услуг высшего профессионального образования не является монополистической, как это происходит на всем рынке в целом. Здесь уместнее говорить об олигополии.

Наверное, главный пример конкуренции на рынке образовательных услуг являют Соединенные Штаты Америки. В США на этом рынке (образовательном) выстроена система очень хорошо, но она создавалась годами, и специалисты сумели найти оптимальный вариант развития этого сектора рынка так, что он теперь является эталоном, к чему многие страны мира стремятся и хотят достичь в ближайшие годы. В США большое количество университетов и достаточно высокая мобильность населения, эти факторы создают условия для обеспечения высокой доли конкуренции на рынке образовательных услуг, но, главное, это не является основными или главными условиями создания конкуренции, они только добавляют процент конкуренции в США. В Америке работают по принципу: не количество, а качество. Это означает, что не главное иметь большое количество желающих находиться в этом секторе рынка, а главное - понять механизм и составить некий план или систему, цепочку качества, т. е. от качества данной системы зависит многое.

Если рассматривать рынок образовательных услуг в России и, в частности, конкуренцию на рынке образовательных услуг, то можно заметить, что в нашей стране созданы планы развития рынка образовательных услуг в целом и различные программы по развитию и дальнейшему совершенствованию данного рынка. То же самое касается и конкуренции на рынке образовательных услуг. Несмотря на то, что наша страна уступает в данном аспекте ведущим странам: США, Германии, Великобритании, мы стараемся достичь как можно лучших показателей и результатов, пытаемся создать условия и оптимальные программы, чтобы хоть ненамного, но приблизиться к лидерам на данном рынке.

В каждом университете нашей страны и в каждом городе стараются создать оптимальные условия для честной конкуренции на рынке образовательных услуг. ВУЗы стараются в честной борьбе привлечь в свой университет как можно большее количество поступающих, создавая им условия для полноценного обучения в виде различных привилегий, льгот, повышенных стипендии и возможности обмена опытом с зарубежными странами и поездками в другие страны и ведущие университеты той или иной страны.

Проанализировав данную тему и данную проблему, можно сделать выводы о том, что на сегодняшний день конкуренция на рынке образовательных услуг в России происходит по определенным условиям и факторам, и мы стремимся достичь тех показателей и результатов, которые имеют Соединенные Штаты Америки. В США создана отменная система в данном секторе рынка. Конкуренция на рынке образовательных услуг США строилась не один год, но в США смогли составить и сформировать систему и комплекс мер, направленные на создание оптимальных условий развития конкуренции на рынке образовательных услуг. Начиная от системы приема студентов и заканчивая независимостью университетов. В других странах также стараются прийти именно к показателям США и ведущих стран мира не только в этом сегменте рынка, но и вообще, если рассматривать рынок со всех позиций и ступеней рынка, все хотят иметь такую систему конкуренции на рынке образовательных услуг.

Литература

  1. Тодосийчук А. В . 2011. Прогнозирование развития системы образования / Образование в документах. 334 с.
  2. Сон Т. А . Формирование рынка образовательных услуг (www.marketing.spb.ru). 214 с.
  3. См. Портер М. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Конкуренция. М.: Вильямс, 2006; Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007; Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс,. 2012. 270 с.

Журнал Современная экономика №

УДК 330.322.5

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наталья Вячеславовна Машкова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры Предпринимательства и инноваций Уральского федерального университета имени первого Президента Ельцина, (343), *****@

Антон Юрьевич Байраншин,

соискатель Уральского федерального университета имени первого Президента Ельцина, *****@***ru

Яна Андреевна Матвеева,

Студентка Уральского федерального университета имени первого Президента Ельцина, (343), *****@

N. V.Mashkova,

Cand. Econ. Sci., the senior lecturer of faculty of Business and innovations of the Ural federal university of a name of the first Russian president B. N.Eltsina, (, *****@

A. U.Bairanshin,

The post-graduate student of the Ural federal university of a name of the first Russian president B. N.Eltsina, *****@***ru

J. A.Matveeva

Student of the Ural Federal University of a name of the first Russian president B. N.Eltsina, (343), *****@

В статье рассмотрено влияние развития конкуренции на рынке образовательных услуг на формирование конкурентных преимуществ дополнительного профессионального образования , а также представлена модель системы управления конкурентоспособностью, реализуемая Бизнес-школой УрФУ.

The paper considers the effect of competition on the market of educational services on the formation of the competitive advantages of additional professional education, as well as a model of competitiveness management, implemented by business school UrfU.

Ключевые слова: конкурентоспособность, дополнительное профессиональное образование, рынок труда, конкурентные преимущества, качество образовательных услуг.

Key words: competitiveness, further professional education, labor market, competitive advantages, the quality of educational services.

Переходный характер российской экономики затронул многие сферы, в том числе и сферу дополнительного профессионального образования (ДПО). Учреждения высшего и дополнительного профессионального образования были поставлены перед фактом: действовать в условиях рынка. При этом большинство этих организаций оказались к этому не готовы. Следует отметить, что система образования является одной из наиболее консервативных систем, трудно поддающихся реформированию. Причины этого различны.

Во-первых, система образования служит воспроизводству определенного образа мышления, менталитета, традиций и ценностей, а потому является своего рода «хранилищем» и защитником этих ценностей, и уже в силу этого не может не быть консервативной.

Во-вторых, система образования в России до сих пор находится под сильнейшим государственным влиянием.

В-третьих, в России вообще, и в том числе в сфере образования еще не созданы условия для эффективной конкуренции. К факторам, тормозящим развитие конкуренции образовательных учреждений можно отнести такие, как высокий уровень госрегулирования , низкую платежеспособность населения, низкий уровень мобильности населения и другие .

Как было сказано выше, конкуренция – это объективные отношения, возникающие между субъектами рынка в условиях ограниченности ресурсов . И, в первую очередь, в качестве ресурсов здесь следует рассматривать не столько материальные ресурсы, сколько сам рынок, т. е. группу людей, обладающих определенной потребностью. Конкурентная борьба ведется именно за этот ресурс, т. к. при его отсутствии все остальные ресурсы теряют смысл. И причина того, что конкуренция – динамичное и непрерывное явление, состоит в том, что хотя численность потребителей ограничена, их потребности, напротив, неограниченны. Цель хозяйствующих субъектов, пытающихся завоевать рынок, - открыть новые потребности и предложить свое решение потребительской проблемы. В полной мере вышесказанное относится к объектам ДПО.

Конкурентная стратегия объекта ДПО есть логика его взаимодействия с рыночным окружением на фоне конкуренции, формирующая способы достижения поставленных целей путем удовлетворения потребностей заинтересованных сторон . Следовательно, объект ДПО при построении конкурентной стратегии должен руководствоваться следующими принципами (рис.1):

Рис.1.9. Взаимодействие объекта ДПО с окружением на фоне конкуренции

Согласно рис.1, длительность и устойчивость конкурентных преимуществ объекта ДПО будет зависеть как от внешних факторов, так и от действий конкурентов. В этой связи реализация конкурентной стратегии объекта ДПО в значительной мере определяется развитием конкуренции на рынке образовательных услуг. Конкурентное преимущество объекта ДПО – это те отличительные компетенции, которые делают предоставляемые объектом ДПО услуги наименее предпочтительными для клиента. Отсюда и формирование конкурентных стратегий представляет собой процесс формирования и поддержания конкурентных преимуществ. Однако отличительные компетенции всегда основываются на базовых компетенциях, которые должен иметь объект ДПО, и которые «гарантируются» им посредством их внешнего оценивания путем лицензирования, аттестации и аккредитации вуза. В этом случае имеет смысл говорить о двух уровнях формирования конкурентных преимуществ и конкурентоспособности объекта ДПО:

Базовый, определяющий стандартный набор качеств образовательной услуги, обязательный к выполнению. В противном случае невозможно само существование образовательной программы ;

Дополнительный, в рамках которого становится важным максимально учесть синергетические свойства ресурсного потенциала объекта ДПО, вытекающие из его способности работать на различных рынках и, соответственно, удовлетворять различные потребности потенциальных клиентов .

Анализ отечественного и зарубежного опыта по проблеме управления конкурентоспособностью образовательных учреждений позволил выявить несколько ее основных аспектов:

· оценка уровня конкурентоспособности (определение показателей конкурентоспособности);

· доведение существующих характеристик до требуемого конкурентного уровня;

· поддержание конкурентного уровня на основе мониторинга, анализа и регулирования.

Каждый из вышеназванных аспектов связан с многочисленными задачами, которые могут быть решены различными способами. Одни из них затрагивают только технологию выполнения работ и могут применяться независимо от факторов внешней среды. Они не требуют существенной перестройки в организации и управлении системой ДПО. Другие затрагивают не только внутренние, но и внешние связи организации, требуют существенных преобразований в содержании деятельности, составе и количестве подразделений, их функциях и т. д.

Среди задач первой группы, связанных с нахождением измерителей конкурентоспособности системы ДПО, на первый план выдвигаются:

· измерение доли рынка образовательных услуг;

· измерение затрат на образовательные продукты (услуги) на всех этапах жизненного цикла;

· определение инновационного обеспечения образовательных услуг;

· определение своевременности оказания образовательных услуг.

К задачам второй группы относятся:

· анализ спроса на услуги (на разных рынках, у разных потребителей);

· комплексный анализ собственного образовательного продукта (параметров, функций, структуры, внутренней организации, сфер применения и т. д.);

· комплексный анализ образовательных услуг-заменителей;

· анализ услуг конкурентов;

· определение этапа жизненного цикла образовательных услуг.

Основная роль среди аспектов управления конкурентоспособностью системы ДПО принадлежит третьей группе задач:

· оптимизация качества предоставляемых услуг и затрат;

· создание принципиально новых видов услуг и обновление существующих;

· совершенствование системы обучения;

· введение мотивационно-обоснованной системы стимулирования;

· обеспечение необходимой и достоверной информацией.

Понятие конкурентоспособности системы ДПО исходит из необходимости ускоренного удовлетворения требований образовательного рынка, насыщения его услугами первоочередного (повышенного) спроса и устойчивого развития объекта ДПО в условиях конкуренции .

Показатель конкурентоспособности позволяет оценить, насколько образовательная программа или объект ДПО соответствуют потребностям рынка. Финансовая устойчивость является показателем использования финансовых ресурсов в условиях развивающейся среды. Взаимодействие этих двух составляющих позволяет оценить способность сохранять устойчивое положение объекта ДПО во внешней среде. Однако не стоит забывать, что учебное заведение преследует главным результатом своей деятельности социальный эффект, поэтому прибыль является вспомогательным элементом, обеспечивающим продвижение к цели.

Принимая во внимание широкий спектр вопросов ДПО при выходе на потребительский рынок, а затем и при сохранении своих позиций на разных рынках, в состав системы обеспечения конкурентоспособности должны входить подсистемы как подготовительных работ, так анализа и диагностики. Причем во вторую можно отнести: анализ потребительского продукта и технологии обучения; анализ спроса и выявления потребностей заказчиков; исследования рынков образовательных услуг; анализ среды функционирования; конкуренции; дифференциации услуг, стратегического планирования функционирования объекта ДПО.

На сегодняшний день сфера дополнительного профессионального образования и сектор платных бизнес-образовательных услуг уже достаточно широко развиты, хотя спрос, даже платежеспособный, как показывают обследования, далеко не насыщен. И в то же время потребитель (организация или индивид, обладающий определенными средствами) достаточно осмотрителен и хочет получить образовательный проект, полноценный с точки зрения критерия «затраты – эффективность» . В свою очередь, образовательное учреждение, начиная те или иные программы, хочет получить реальный эффект, как экономический, так и социальный. Следует сознавать, что, принимая решение о начале образовательной деятельности по ой или иной модели, необходимо осознанно учитывать наличие факторов, способных создать благоприятные условия и конкурентные преимущества образовательному учреждению. Как видно из таблицы 1, такого рода факторы весьма различны для разных моделей образования и ошибка в их оценке может стоить достаточно дорого как с позиции гарантии качества образования, так и с позиции достижения образовательным учреждением устойчивых конкурентных преимуществ.

В настоящее время существует широкое разнообразие форм и методов платного обучения, рассчитанное на различные уровни требований слушателей, базового образования, дохода. В какой мере предлагаемые услуги соответствуют требованиям потребителей? Ответ на этот вопрос определяет спрос на образовательные услуги , а, следовательно, и финансовый успех объектов ДПО.

Рынок образовательных услуг в большей степени зависит от спроса, от предпочтений конечных потребителей и подвержен таких факторов, как:

Престижность;

Востребованность на рынке труда;

Мобильность;

Приобретение определенного социального статуса;

Возможная доходность профессии;

Возможность самореализации.

Таблица 1

Конкурентные преимущества в системе высшего

и дополнительного профессионального образования (по данным )

Высшее образование

Профессиональная переподготовка

Повышение квалификации

Мастер делового администрирования

ð Демографический фактор, большая численность населения, значительный контингент молодых людей с потребностью к высшему образованию ;

ð Хорошо развит современный научно-методический потенциал (библиотека, компьютеры, НИР);

ð Критическая масса штатного высококвалифицирован-ного профессорско-преподавательского состава по большинству специальностей (наличие профильных кафедр);

ð Устойчивые связи с бизнесом (предприятиями-потребителями) или местоположение в регионах сосредоточения значительного числа профессиональных работников, нуждающихся в переподготовке;

ð Участие в государственных (в том числе международных) программах развития человеческих ресурсов (военные, безработные);

ð Наличие ядра высококвалифицированных преподавателей с опытом практической работы;

ð Наличие уникальной информации, материалов, методик, ноу-хау прикладного характера;

ð Наличие высококвалифицированных специалистов в определенных тематических отраслях, выступающих в качестве преподавателей, инструкторов, тренеров;

ð Детально проработанная методика проведения занятий с использованием интерактивных методов обучения и специализированных учебных материалов, средств, информационных технологий ;

ð Наличие развитого рынка дорогостоящих программ, т. е. потребности в знаниях и навыках для успешной карьеры (привлекательные рабочие места, карьерно-ориентированные молодые люди, компании, финансирующие обучение) и платежеспособного спроса на них;

ð Глубокое осознание руководством образовательного учреждения и профессурой специфики подготовки профессиональных менеджеров;

ð Активный маркетинг программ и продуманное формирование их портфеля;

3. Анализируется ценовая политика объекта ДПО и конкурентов по аналогичным позициям, анализ ценовых расхождений.

В результате проведенного анализа конкурентного положения объекта ДПО определяются:

Емкость рынка, на котором происходит конкуренция;

Преимущества объекта ДПО перед конкурентами (по всем перечисленным параметрам).

В соответствии с выводами вырабатываются приоритеты конкурентной политики объекта ДПО, определяются конкурентоспособные и нежизнеспособные бесперспективные образовательные программы.

Нами проведена оценка устойчивости конкурентоспособности на основе показателей, принятых в Бизнес-школе Уральского федерального университета (УрФУ). В результате проведенных исследований выделены основные критерии, характеризующие конкурентоспособность объекта ДПО в приоритетах качества. Проведено ранжирование по 9 показателям с учетом фактора весомости фактических и прогнозных значений.

Для повышения конкурентоспособности объектов ДПО необходимо не только сделать отбор наиболее важных показателей и факторов, но и осуществлять регулярный учет и анализ этих параметров. Главная задача анализа – выявить пропорциональность состояния компонентов конкурентоспособности исследуемого объекта, разработать и внедрить мероприятия по повышению качества предоставляемых услуг. В настоящее время этой работой зачастую занимаются бессистемно и эпизодически.

В Бизнес-школе УрФУ реализуется модель системы управления конкурентоспособностью объекта ДПО (рис.2) на основании процессного подхода , в которой внешние факторы оказывают влияние на конкурентоспособность объекта ДПО как на «входе», так и на «выходе» системы.

Ключевыми элементами системы управления конкурентоспособностью объекта ДПО являются разработка его конкурентной политики в соответствии с миссией данного образовательного учреждения, оценка фактического уровня конкурентоспособности в сравнении с основными конкурентами на рынке, определение инструментария повышения конкурентоспособности объекта ДПО, оценка результативности управления его конкурентоспособностью.

На современном рынке образовательных услуг жизненно необходим учет запросов рынка труда в целом и потребителей образовательных услуг в отдельности (государства, организаций, общества). С точки зрения основных потребителей образовательных услуг системы ДПО – выпускников - управление конкурентоспособностью этой образовательной сферы невозможно без постоянного мониторинга занятости выпускников и уровня их заработной платы , а также имиджа вуза, предоставившего подобные образовательные услуги в глазах выпускников.

При этом не следует забывать и о влиянии внешних факторов на обеспечение устойчивости конкурентоспособности объекта ДПО. Результаты его деятельности во многом обусловлены экономико-географическим положением, инвестиционным, финансовым, трудовым потенциалом государства, региона и города расположения объекта. Кроме того, при оценке и управлении конкурентными преимуществами данной образовательной сферы необходим учет правовых, политических, экологических, а также социально-демографических факторов в регионе и стране в целом.

Список литературы

1. Управление качеством образования в высшей школе / Под ред. . – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – 315 с.

2. Горбашко качеством и конкурентоспособностью: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 233 с.

3. Матвеева состояние и направления инновационного развития дополнительного профессионального образования // Журнал «Региональная экономика: теория и практика», № 17(56), 2007 – С.67-77.

4. Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация/Под общ. ред. . – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 690 с.

5. Матвеева качества в системе дополнительного профессионального образования: Монография. Екатеринбург: РАН, 2007 – 200 с.