Юлия Васильевна
Тренинг личностного роста. День 1, часть 1

Тренинг личностного роста (теория + практика)

День 1 часть 1 .

Цель : Создание благоприятных условий для формирования профессионально-значимых качеств и умений практического психолога (рефлексия, ответственность, эмпатия и др.)

Задачи :

участника над собой .

Ход тренинга

I. Здравствуйте! Мы рады вас видеть на нашем тренинге . Сейчас я предлагаю всем поприветствовать друг друга, а заодно и разогреться перед работой.

Происходить это будет так.

Упражнение «Бегущие огни»

Участники сидят в кругу , один из них говорит своему соседу какую–либо короткую приветственную фразу, например, «Доброе утро» . Сосед должен как можно скорее встать и повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же самое и волна «вставаний» и повторений бежит по кругу. Выполните это задание с максимально возможной скоростью . Когда волна проходит круг, добавляется еще один элемент. Этот элемент может быть вербальным или невербальным (хлопок, «Доброе утро, коллеги. Я - Лида» и т. д.). Теперь все участники должны выполнять именно этот комплекс, а затем очередной участник добавляет еще что-нибудь и так далее. (2-3 круга) .

Были ли затруднения при выполнении этого упражнения? Какие и почему?

II.Перед тем, как перейти непосредственно к теме нашего тренинга , мы хотим напомнить вам некоторые правила работы в тренинговой группе .

Правила работы группы :

1. Доверительный стиль общения.

В качестве первого шага к практическому созданию климата доверия ведущий может предложить принять единую форму обращения на ТЫ, психологически уравнивающую всех членов группы и ведущего.

2. Общение по принципу "здесь и теперь".

Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми и т. п. Это срабатывает "механизм психологической защиты". Но основная идея тренинга - превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности .

Поэтому говорим о том, что волнует участников именно сейчас , и обсуждаем то, что происходит с ними в группе.

3. Персонификация высказываний.

Отказ от безличных речевых форм , помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания типа : "Большинство моих друзей считает, что. ", "Некоторые думают. " на суждения "Я считаю, что. ", "Я думаю. " и т. п.

4. Искренность в общении.

Говорим только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников .

5. Конфиденциальность всего происходящего в группе.

Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует самораскрытию. Они не боятся, что содержание их общения может стать общеизвестным.

6. Определение сильных сторон личности .

Во время обсуждения упражнений и заданий каждый участник обязательно должен подчеркнуть положительные качества выступившего.

7. Недопустимость непосредственных оценок человека.

При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников , а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа : "Ты мне не нравишься", следует говорить : "Мне не нравится твоя манера общения" и т. п.

III. Тренинг личностного роста

Задачи :

Способствовать развитию адекватного понимания самого себя и потребности для активной самостоятельной и продуктивной работы каждого участника над собой .

Развивать умение и потребность в познании других людей, позитивного отношения к ним.

Развивать эмоциональную устойчивость в сложных ситуациях.

Развивать умение преодолевать жизненные трудности.

Упражнение «Наши ожидания»

Что вы ждете от тренинга ? Озвучьте пожалуйста свои ожидания, может быть какие-то опасения.

IV. Информация.

Личностный рост – понятие , которое совсем не обязательно должно иметь позитивный оттенок для окружающих. Это, прежде всего, победа над своими слабостями, над страхами, над приросшими фобиями, над всем, что мешает нам быть такими, какими мы хотим быть и какими мы можем быть.

Личностный рост – это , прежде всего, осознанное саморазвитие человека, его стремление стать лучше, умнее, активнее, значимее (может быть популярнее) и перспективнее.

Личностный рост – это составляющая успеха в любом деле. Это труд, который должен совершаться человеком над самим собой. Личность - это живой организм, который должен постоянно расти и развиваться.

Зачастую , вопрос о личностном росте становится актуальным тогда, когда мы чем-то недовольны, когда нас годами поедает воспоминание о какой-то личной неудаче , о чем-то, чего мы могли достичь, но не успели, или нам помешали это сделать. Или что-то менее значимое, но от того, не менее неприятное.

Как бы там ни было, желание расти, практически, всегда рождает именно недовольство. Это вполне нормально. Бывает и так, что личностный рост обусловлен появлением в вашей жизни новой цели, на пути к достижению которой вам неизбежно придется изменить себя.

Отличительные черты развитой личности :

Удовлетворяет свои нужды без ущерба для других;

Достигает значительного успеха в деятельности, т. к. она служит для них объектом самовыражения;

Демонстрирует энергию и жизнестойкость в своей повседневной жизни;

Открыта профессиональным переменам и новому жизненному опыту.

Личностный рост - это стабильное изменение личностных особенностей , обеспечивающий продвижение человека к актуальным для него жизненным ценностям.

А ценности такие :

Дом, комфорт, деньги ;

Карьера, власть, статус;

Мое дело, мои проекты;

Любовь, азарт, развлечения и отдых;

Духовный рост , познание, реализация предназначения;

Образование, повышение профессиональной квалификации;

Семья, взаимопонимание, дети;

Красота, здоровье, гармоничное развитие;

Личностный рост , социальные и психологические навыки.

У каждого из нас свои жизненные ценности, но практика показывает, что основные из них вполне укладываются в три Базовых круга ценностей : Личная жизнь , Дело и Работа, Рост и Развитие , а все ценности расположены в этих кругах.

К кругу ценностей «Личная жизнь » точно относятся «Семья, взаимопонимание, дети» , «Дом, комфорт, деньги » и «Любовь, азарт, развлечение и отдых» , в кругу «Дело и Работа» - «Карьера, власть, статус» и «Мое дело, мои проекты» , кругу «Рост и развитие » уверенно принадлежат «Личностный рост , социальные и психологические навыки» и «Духовный рост , познание, реализация предназначения» .

«Красота, здоровье, гармоничное развитие» - лежит на пересечении «Личной жизни » и «Роста и развития » , также как «Образование, повышение профессиональной квалификации» на пересечении «Рост и развитие » с «Делом и Работой» , а «Дом, комфорт, деньги » находится на пересечении «Личная жизнь » и «Рост и Развитие » .

Если ваши ценности принадлежат кругу «Личная жизнь » , то ваш личностный рост - это все те изменения в структуре вашей личности , которые приближают вас к любви и пониманию, близости и гармонии с близкими вам людьми. При этом совершенно не очевидно, что эти же изменения вашей личности , взглядов и вашего характера будут способствовать вашему успеху в делах и бизнесе : нет, личностный рост в бизнесе другой , также как есть своя специфика в личностном росте тех , кто идет по пути личностной самоактуализации .

Самое главное, что необходимо понять : личностный рост не есть одна дорога , по которой одинаковым образом пройдет каждый. У каждого - свой путь. Свои ориентиры есть на пути самоактуализации, другие ориентиры у тех, кто двигается в направлении межличностной гармонии , и существенно другие у тех, кому важнее всего деловая успешность.

Личностный рост в направлении самоактуализации

К чему стремится человек, ищущий личностной самоактуализации ? На этот вопрос А. Маслоу, автор концепции самоактуализации, отвечал следующим образом : «Мы можем определить самоактуализацию как эпизод, или «прорыв» , в котором все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино, доставляя интенсивное удовольствие, когда человек обретает единство, преодолевая разорванность, больше открыт непосредственным впечатлениям, отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью, более полно функционирует, обладает большими творческими способностями и большим чувством юмора, способен подняться над эго, более независим от своих низших потребностей, и т. д. Во время этих «прорывов» он становится в большей мере самим собой, лучше реализует свои потенциальные возможности и приближается к самому сердцу своего Бытия, становится более полноценным человеком». (Маслоу, Пиковые переживания) .

Описывая коротко, это счастливый , свободный, с удовольствием занимающийся своим любимым делом, терпимо и доброжелательно относящийся к людям хорошо образованный одиночка. Были проведены опросы руководителей - руководители утверждают, что человек с такими личностными особенностями более всего востребован в качестве высококвалифицированного специалиста, на других же ролях (рядовой сотрудник, менеджер, руководитель) его деловая успешность под большим вопросом.

Личностный рост в направлении межличностной гармонии

Выбирающий межличностную гармонию как основную жизненную ценность ищет близких и доверительных отношений в паре или, шире, в семье - с супругом (супругой, с родителями и детьми, близкими и друзьями.

Черты, навыки и убеждения человека с ценностями межличностной гармонии достаточно близки и мало противоречат чертам и убеждениям самоактуализирующейся личности , но включают в себя навыки, которые могут быть совершенно не характерны и не развиты у личности самоактуализатора . С другой стороны, свобода и творчество самоактуализирующейся личности не так важна и не так характерна для человека, ориентирующегося преимущественно на межличностную гармонию .

  • Какая польза от тренингов
  • Как выбрать тренинг

Первые тренинги личностного роста появились в России во времена лихих девяностых и со временем успешно укоренились в нашей стране, как и прочие атрибуты «развитого капитализма». Сегодня в России насчитываются сотни, а то и тысячи компаний разной величины, предлагающие нам всевозможные тренинги личностного роста.

Родоначальником же тренингов личностного роста принято считать Александра Эверетта, американца который в 1968 году открыл в Техасе тренинг «Динамика Разума». Эта чудодейственная методика, в короткие сроки обещала сделать лидером любого неудачника. Тренинг стремительно приобрел популярность, в первую очередь среди владельцев торговых сетей, занимающихся прямыми продажами и сетевым маркетингом. Он стал основой для обучения и подготовки успешных коммивояжеров и сейлз-менеджеров.

Суть тренингов личностного роста

Что такое тренинг личностного роста и какова его суть можно понять из рекламных объявлений компаний предлагающих эти услуги. Тренинги личностного роста - это занятия, которые направлены на увеличение потенциала человека, на раскрытие и совершенствование тех качеств, которые помогают нам добиться успеха в различных областях. Целью тренинга является изменение жизненной позиции на привычные вещи, изменение привычных стереотипов мышления и поведения, которые мешают человеку стать счастливее и успешнее.

На тренингах личностного роста акцент делается на качественные и позитивные изменения личности человека. С помощью специально разработанных методик человек программируется на успех и чувствует себя после этого более уверенно, спокойнее и свободней в любой жизненной ситуации.

Виды тренингов личностного роста

По большому счету личностные тренинги можно разделить на два основных формата:

ТРЕНИНГИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЕСТЕСТВЕННОМУ ЛИЧНОСТНОМУ РОСТУ – оказывают оздоравливающий эффект, снимают препятствующие развитию и личностному росту блоки, укрепляют потенциал и создают наилучшие условия для дальнейших успехов.

К данному виду можно отнести психотерапевтические тренинги, которые позволяют жить легче, лучше, ярче, более гармонично и наполнено. Их целью является ориентированность на глубокие внутренние переживания, они направлены на исцеление и как бы перепрашивают все прошлые негативные ситуации. Однако программы тренингов личностного роста данного типа работают не только с прошлым человека, но и с его настоящим, помогая найти выход и научиться проще и легче справляться с трудными ситуациями как в личной и социальной сфере жизни, так и в творческой.

Лучшими тренингами естественного личностного роста многие считают - трансформационные тренинги. Они направлены на работу с такими глубинными и определяющими механизмами как осознанность, убеждения и ценности, механизмы психологической защиты и компенсации… С человеком прошедшим эти тренинги происходят значительные изменения – расширяется мировоззрение, человек испытывает чувство озарения, освобождается от ограничивающих убеждений и негативного влияние окружения . В итоги человек, превозмогая собственные границы, с легкостью покидает зону комфорта и открывает для себя новые возможности.

ТРЕНИНГИ АКТИВНОГО ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Данный вид тренингов дает знание и направлен на развитие у человека определенных навыков. К тренингам активного личностного роста относятся тренинги по развитию лидерских качеств , повышению профессиональной квалификации и эффективности, тренинги по риторике и ораторскому мастерству, тренинги уверенности, тренинги обучающие тому, как правильно ставить цели и добиваться их и т.д.

Кроме своей направленности тренинги делятся на проводимые в живую, собирающие большие аудитории и онлайн тренинги личностного роста, которые проводятся через интернет.

Какая польза от тренингов

Говоря о сути тренингов, пользу которую они несут, мы уже частично раскрыли. Это развитие навыков, приобретение знаний, обретение уверенности в себе и т.д. Помимо этого следует сказать - тренинги полезны еще и тем, что позволяют окунуться в обстановку способствующую размышлению над своими жизненными целями и вообще над смыслом собственной жизни. Также данное мероприятие помогает завязать полезные знакомства, найти единомышленников и друзей.

Еще одним плюсом является тот факт, что за тренинги приходится платить. Объясняю – человек так устроен, что редко ценит доставшееся ему легко и даром. А когда за занятие приходиться выложить определенную сумму, то ценность полученных знаний возрастает в разы. Ведь глупо не воспользоваться тем, что купил. Поэтому в большинстве случаев улучшается усвояемость и повышается мотивация изменить жизнь к лучшему.

Как выбрать тренинг

Выбрать тренинг личностного роста и понять, насколько он качественный и полезный можно по ряду признаков:

ПО ОТЗЫВАМ И РЕКОМЕНДАЦИЯМ ЛЮДЕЙ . Понятно, что чем больше людей нашли конкретный тренинг для себя полезным, вероятность того что его прохождение принесет и вам пользу значительно выше, чем если бы вы стали посетителем никому не известного тренинга, проводимого неизвестным коучем . Еще лучше если среди тех, кто может порекомендовать данный тренинг, есть более или менее известные личности, которые дорожат своей репутацией.

Отзывы на тренинги личностного роста в интернете - это первое на что вам следует обратить внимание при выборе лучшего из них. Но следует быть разборчивым и отличать хвалебные отзывы, написанные самими тренинг компаниями от отзывов реальных людей!

При выборе тренинга нередко люди полагаются на мнения знакомых, прошедших нужный им тренинг личностного роста. Безусловно, к таким рекомендациям стоит прислушаться - они помогут осознанно принять решение. Только следует обратить внимание на несколько аспектов. Во-первых, на то насколько близок вам человек по уровню развития, в плане мировосприятия, эмоциональности и рациональности, по уровню внутренней силы и самооценки. Во-вторых, следует с настороженностью отнестись к суждениям с крайними значениями – с избыточной восхищенностью и критичностью. Восхищение может быть следствием скрытых манипуляций тренера, а критичность может появиться в результате, если ваш знакомый случайно очутился на тренинге, не подходящем ему по убеждениям или например по степени жесткости. Объективной будет выглядеть такая рекомендация, который опишет вам все положительные и отрицательные стороны тренинга, без раскрытия его содержания.

ПО ОПИСАНИЮ . Программа тренинга личностного роста должна содержаться в описании хотя бы в краткой форме. Зачастую в объявлениях говорится лишь только о том, каких успехов вы сможете добиться после прохождения тренинга и ни слова о методике, на которой основано данное обучение.

Если описания нет вообще, то стоит задуматься! Данная ситуация может говорить о безалаберности и необязательности тренера. Чему у такого тренера вы сможете научиться?

Также хочу обратить ваше внимание на хитрости и приемы, используемые при рекламировании тренингов саморазвития. Бывает, что манера составления рекламного текста для тренинга и сам текст агрессивны и содержат в себе глупые уловки, отпугивающие умных людей. Ну вот например: «Выбор за вами – пройти тренинг или оставаться всю жизнь неудачником! Что вы выбираете?» или «Вы можете потратить эту сумму с пользой и пройти наш тренинг личностного роста, а можете купить на эти деньги … бутылок водки…» ну и т.д., примеров можно привести массу. Так вот, такая агрессивная реклама с одной стороны может говорить о то, что тренерам и компаниям нужны только ваши деньги, с другой стороны эти тексты могут составляться копирайтерами и рекламными агентствами, которым лишь бы что-нибудь да продать. Не стоит пугаться такой вызывающей рекламы (законы жанра), но с другой стороны, если вы читаете оригинальное и прочувствованное описание - это большой плюс и веское основание уделить мероприятию свое внимание.

ПО ИНФОРМАЦИИ О ТРЕНИНГОВЫХ ЦЕНТРАХ . Тренинги личного роста могут проводиться независимыми коучами, а могу проходить на базе тренингового центра. Если вы выбрали тренинг, предлагаемый тренинговым центром, то подробно изучите его сайт и учтите следующие моменты:

  • С какого периода работает компания. Молодые центры могут предлагать самые свежие и интересные программы, там, как правило, высок энтузиазм тренеров, но слабая материальная база, и вероятнее всего, в ходе тренинга вас ожидают некоторые неприятные моменты – низкий уровень проведения, не очень хорошая организация процесса, некомфортные условия и так далее.
  • Какие именно характера тренинги проводит эта тренинговая компания. Занятия могут быть рациональными и более прикладными либо же наоборот логически необъяснимыми и эзотерическими. Это просто отследить по задачам этого центра, названиям тренингов и темам, обсуждаемым на форуме сайта компании.
  • С какими тренинговыми центрами или тренерами данный центр сотрудничает. Имеет ли своих коучей либо работает только с приглашенными тренерами. Если в штат тренинговой компании входят свои учителя, то это большой плюс демонстрирующий ее целенаправленность и постоянность.

Сегодня в России существует не малое количество авторских центров по личностному росту и в них в основном развиваются мысли и идеи руководителя центра. Поэтому следует хотя бы поверхностно ознакомиться с основными идеями этих руководителей и оценить, согласны ли вы с их мнением и близко ли оно вам по духу. Если да, смело записывайтесь на тренинг этого центра – качество предоставляемых в них услуг очень высокое.

К таким центрам относятся - Центр позитивной психологии «Разумный путь» (Александр Григорьевич Свияш), Центр «Синтон» (Николай Иванович Козлов), Институт развития человека (Мирзакарим Санакулович Норбеков), тренинг-центр Марика Хазина и другие. Лучшие тренинги личностного роста проводятся именно в них.

Существуют компании, не имеющие своих тренеров (особенно те, которые специализируются на бизнес-тренингах) и работающие только с фрилансерами (приглашенными тренерами). Оценивать такие центры не стоит, тут надо заострить внимание на персоне конкретного коуч-тренера.

ПО ИНФОРМАЦИИ О ТРЕНЕРЕ . Достоверная и подробная информация о людях проводящих психологические тренинги личностного роста - важный аспект, который должен быть вами обязательно проанализирован и учтен при выборе тренинга. Хорошо когда тренер личностного роста имеет успехи не только в сфере обучения, но и прошел некоторый путь развития и имеет реальные достижения в той или иной области. Человек, обладающий большим масштабом личности, богатым жизненным опытом , четкой жизненной позицией даст больше чем самоучка, который постигал все премудрости данной профессии по книгам и бесплатным онлайн семинарам. Не маловажным (однако, и не столь значимым) является наличие у тренера высшего образования (желательно педагогического или психологического). Впрочем, в данной области можно встретить отличных специалистов без образования и практических достижений, но это скорее исключение из правил.

Обратите внимание на личность автора понравившейся вам книги о саморазвитии. Узнайте, не ведет ли он тренинги. Если да, то имеет смысл записаться на них – в итоге вас не разочарует хотя бы их содержание, что часто бывает при прохождении тренингов незнакомых коучей.

На что еще следует обратить внимание при выборе тренинга:

ЖЕСТКОСТЬ . Если у вас возникла необходимость в трансформационном или психотерапевтическом тренинге, знайте, что они сильно отличаться по мере воздействия на человеческую психику. Если у вас ранимая и чувствительная душа, то вам необходимы тренинги помягче. Если вы не сильно ранимы, но и не считаете себя слишком сильной личностью, то вам подойдут тренинги незначительной или средней жесткости. Если же вы уверенный человек с сильным несгибаемым стержнем, то вам прямая дорога на жесткие тренинги.

К сожалению, мало кто указывает подобную информацию, но тренинговые центры и индивидуальные коуч-тренеры, являющиеся участниками Международной Ассоциации профессионалов развития личности, обязаны на своих сайтах и в рекламных буклетах делать пометки о степени жесткости того или иного тренинга.

ЦЕНА . Надо понимать, чем громче имя тренера и выше качество тренингов, тем больше цена. Конечно, данная зависимость соблюдается не всегда, но в целом это тенденция. Однако важно не то, какая стоимость у тренинга, а то, какое соотношение его цена имеет с ценой решения ваших проблем и приобретенных знаний. Чем больше вы приобретаете, тем выигрышнее является это соотношение. Эффект может выражаться в чем угодно. В улучшении здоровья или отношений с окружающими, в приобретенных профессиональных навыках или в улучшении самооценки, в доходе, наконец. Ведь это все выражается в цифрах.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ . Если на стадии формирования группы вы сталкиваетесь с плохой организацией, часто это является результатом непрофессионализма Выбирая тренинг, обратите внимание на то, насколько профессионально вам ответили. Если вы звоните в тренинговый центр и вам с домашнего телефона отвечает случайный посредник, то вряд ли вас ждет высокое качество услуг. При отправлении заявки через интернет возьмите на заметку то, как быстро вам ответили, перезвонили ли вам для подтверждения и уточнения заявки, напомнили ли о предстоящем мероприятии накануне его проведения – все эти простые правила для нормальной организации в порядке вещей, а вот любители-энтузиасты, которым хочется «спасать человеческие судьбы» часто их не выполняют.

МЕСТО и ВРЕМЯ . Естественно стоит учесть место и время проведения тренинга. Кому то чтобы побывать на семинаре тренера с мировым именем придется ехать в другой город или даже другую страну. Сможете ли вы на время тренинга оставить свою семью и работу?

Как получить от тренинга максимальную пользу

Максимум пользы от тренингов личностного роста вы получите, в случае если правильно подберете по-настоящему подходящий . Тренинг должен соответствовать вашим потребностям, которые вы испытываете на данный момент - решать актуальные проблемы и помогать развить именно необходимые вам сегодня навыки. Поэтому прежде чем искать подходящий тренинг не поленитесь выяснить, что именно вам нужно в себе изменить или улучшить. Предварительная подготовка - Залог успеха ! Проведите основательный и честный самоанализ. Вспомните все свои последние неудачи , разберитесь в причинах, им сопутствовавших, и определите каких конкретно навыков либо качеств вам не хватило, чтобы их избежать, ну или превратить их в победы (к слову сказать, самоанализ неудач штука намного действенная, чем всякие там визуализации желаний или аффирмации ).

Таким образом, вы получаете довольно полную картину собственных недостатков, одновременно являющихся замечательными возможностями для саморазвития и достижения успеха. Следовательно, тренинги, которые вы станете посещать, и должны быть направлены именно на устранение этих недостатков и использование этих возможностей. Быть может вам необходимо научиться контролировать свои эмоции или устранить низкую самооценку , приобрести навыки соблазнения, справиться с высокомерием , обидчивостью и завистью или может вы нуждаетесь в изучение английского язык а… Для того чтобы деньги не пропали даром и вы получили от тренинга пользу - определитесь с тем что вам действительно важно!

Ну и конечно самым важным условием эффективности обучения, является наличие потребности к самосовершенствованию и стремление человека к самостоятельному построению новой жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

* В расчетах используются средние данные по России

Тренинги стали очень распространённым явлением, потому что позволяют раскрыться личности и дать ей некий новый позитивный опыт, который поможет ей в профессиональной или личной жизни. Многие крупные организации заказывают проведение тренингов в офисе или отправляют своих сотрудников на дополнительные курсы. Среди населения постоянно набирает популярность и практика тренингов личностного рота, которая направлена непосредственно на саму личность, а не на профессионала определённой области. Также тренинги могут проводиться по очень многим направлениям: от повышения квалификации персонала до раскрытия потенциала в коллективе; от обучения основам социализации до pick-up’а. Всё это даёт возможность начинающему предпринимателю, выбрав свою сферу для тренингов, начать заниматься кажущимся на первый взгляд лёгким делом.

Однако даже в случае весьма оригинальной идеи есть немалый шанс провалить всё начинание. Во-первых, людей новый тренинг должен заинтересовать. Причём не какую-то группу фанатиков, а определённый контингент, который постоянно будет интересоваться тренингом, и из которого постоянно будут набираться новые обучаемые. Во-вторых, тренинг должен быть интересным, привлекающим новых людей и не упускающим старых. В-третьих, тренинг должен быть реально полезен и приносить пользу закончившему его. И, в-четвёртых, тренер и сама программа обучения должны постоянно развиваться, если не учитывать какие-либо изменения и тенденции, то не удастся выполнить три предыдущих условия. И это не говоря про то, что сами ведущие и организаторы должны обладать соответствующей квалификацией и знаниями, быть гуру своего предмета, а не зелёными новичками.

Чтобы начать, следует зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. В данном случае подходит и форма индивидуального предпринимателя, и общества с ограниченной ответственностью (физическое и юридическое лицо соответственно). Выбирать стоит только из этих двух форм, потому что им доступна упрощённая система налогообложения, которая введена для поддержки малого предпринимательства. При этом концепция работы может несколько отличаться. Регистрация проводится в ближайшем отделе налогового органа, где в течение месяца будут урегулированы все формальности. Оформить юридическое лицо значительно сложней, но в некоторых случаях это единственно возможный вариант. Коды указываются: (ОКПД 2) 70.22 Услуги консультативные в области управления предприятием или же (ОКПД 2) 85.23 Услуги по подготовке кадров высшей квалификации, (ОКПД 2) 85.31 Услуги по профессиональному обучению, (ОКПД 2) 85.41 Услуги по дополнительному образованию детей и взрослых либо (ОКПД 2) 85.42 Услуги по дополнительному профессиональному образованию. Кодировка выбирается в зависимости от типа проводимых тренингов, и указание второй группы существенно меняет принцип ведения бизнеса.

Безусловно, здесь нужно остановиться немного подробней. С первой кодировкой всё относительно ясно. В неё входят услуги по простому консультированию, которые не предполагают продолжительного обучения и направлены на оказание возмездной помощи клиентам по тем или иным вопросам. Если объяснить ещё проще, то бизнесмен просто помогает обратившимся советом благодаря своему опыту и знаниям. Что важно, тренинги в данном случае не могут иметь программы, превышающие нормы не лицензируемого образования (на данный момент – это программы с продолжительностью курса менее 144 часов). В общем и целом, это неплохая ниша для бизнеса, но в ней нельзя заниматься полноценным обучением и повышением квалификации, выдавать сертификаты тоже не получится (они в любом случае будут всего лишь «бумажками», которые не имеют никакой юридической силы). Это работа с предприятиями и помощь в вопросах определённой тематики.

С второй группировкой несколько сложней. Образование в юридическом понимании этого слова без лицензии могут вести только преподаватели с образовательным цензом и работающие в одиночку. То есть не лицензировать свою деятельность может только индивидуальный предприниматель и с условием, что он сам будет преподавать тренинги и при этом он же обладает образовательным цензом. Если же бизнесмен не планирует лично проводить занятия и просто набирает преподавателей в свой штат, то ему придётся получить лицензию для себя. А вот образовательный ценз и сертификаты о квалификации должны будут предоставлять преподаватели-тренеры.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Если придётся работать через интернет (так называемые вебинары) или проводить немного нестандартные занятия, то нужно ещё и указать код (ОКПД 2) 96.09 Услуги персональные прочие, не включенные в другие группировки. Но здесь в законе имеется оговорка, которая обязывает проводить лицензирование своей деятельности только в определённых случаях. Этот список постоянно меняется и дополняется, но касательно профессионального образования его можно представить так:

    Реализация основной программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

    Реализация основной программы профессионального обучения - программы переподготовки рабочих, служащих.

    Реализация основной программы профессионального обучения - программы повышения квалификации рабочих, служащих.

    Реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ.

    Реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных предпрофессиональных программ.

    Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.

    Реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки.

То есть, если деятельность не подпадает под эти определения, то можно смело заниматься работой без лицензии. Однако такой список кажется охватывающим вообще все возможные программы обучения персонала.

Если не строить из себя психолога, то нужно также определиться с тематиками программ проводимых занятий. Здесь необходимость лицензии также определяется тем, подходит ли тема под определение лицензируемых видов деятельности или нет. В общем можно сказать, что государство нацелено на принудительное лицензирование именно общеобразовательных и высших учебных заведений; если предприниматель рассказывает своим клиентам о том, как повысить свои социальные навыки или научиться манипулировать людьми, то ему не обязательно заниматься лицензированием. Однако, если это проходит в рамках психологической работы, то будет нужна уже медицинская лицензия (о чём и было сказано выше).

Обобщив, можно сделать вывод, что в каждом конкретном случае необходимо точно собрать информацию даже о местных правовых актах (потому что в разных регионах свои требования, и они могут меняться в разных уголках страны); и помощь грамотного юриста на первых порах не помешает.

В дополнение стоит отметить, что при необходимости лицензирования нужно не только предоставить в лицензирующий орган информацию о преподавателях и учебной программе, но и сведения о помещении (а оно должно быть в распоряжении предпринимателя постоянно на правах владения или долгосрочной аренды) и оборудовании. Столь туманное определение «оборудование для обучения» развёрнуто даётся в лицензирующем органе, потому что в разных регионах его определяют по-разному.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Чтобы получить лицензию, стоит обратиться в местный комитет по надзору и контролю в сфере образования. Туда передаются все сведения о предпринимателе, информация о имеющихся фондах и персонале. Процесс лицензирования схож с получением всех остальных видов лицензии, а сроки решения и некоторые условия, как уже было отмечено, меняются от региона к региону.

Можно существенно упростить себе задачу, обратившись к фирмам, специализирующимся на получении лицензии. Это сэкономит нервы (а иногда и время), но потребует бо́льших вложений. При условии изначально соблюдения всех требований процесс получения лицензии не должен затянуться более, чем на два месяца. Кстати, стоит отметить, что образовательной деятельностью заниматься коммерческие организации имеют право только с 2013 года, ранее это позволялось только НКО.

После этого, чтобы выйти на рынок уже компанией с гарантиями, следует обратиться в некоммерческие организации, которые представляют собой некоммерческие объединения тренеров и компаний по тренингам. Самой известной в этой стране, пожалуй, является Международная ассоциация профессионалов развития личности. Но, как можно догадаться из названия, она работает с компаниями по тренингам личностного роста, фактически не относясь к бизнес-тренингам. На самом деле, клиента будут привлекать громкие заявления и членства в каких-то организациях; ему не важно, в каких, главное, чтобы это членство у тренеров было. Ассоциации и объединения могут даже помочь с программами, установить квалификацию и выдать прочие справки об уровне подготовки. Конечно, заниматься можно и в одиночку, не сотрудничая ни с кем. Рассматривать подобные содружества нужно в первую очередь как рекламу (хотя некоторые из них могут предложить и реальную помощь).

Из-за ужесточения положения о лицензировании теперь приходится заниматься поиском постоянного помещения. Если же это простые ничему, по факту, не обучающие (с юридической точки зрения опять же) программы, то можно работать так, как начинали первые компании по тренингам – посредством единоразовой аренды помещения или с выездом по месту требования клиента. Постепенно такая практика будет уходить в прошлое (хотя услуга выездных тренеров по нраву многим предприятиям), но соблюдать закон необходимо.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Размер помещения может быть различным в зависимости от того, сколько тренингов одновременно будет проводиться. Так, одна группа может состоять и из 20 человек, хотя некоторые тематики предполагают не более 10-15, а то и 5 человек. Но и сама тематика может влиять на размеры площадей. Ведь есть тренинги, которые предполагают активные игры и даже наличие спортивных снарядов, поэтому в рамках одной статьи рассмотреть все варианты нецелесообразно, а вывести какие-то универсальные показатели нелогично.

Стоит только отметить, что располагаться лучше в центральных и деловых районах города, где выше стоимость аренды, но и больше потенциальных клиентов. Ведь никому из сотрудников, которые проходят корпоративное обучение, не хочется ехать через полгорода ради тренинга, который затеял босс.

Все тренинги условно можно разделить на следующие виды по целям, которых нужно достичь:

    Формирование определённого поведения; сюда входит как выработка положительных шаблонов, так и «стирание» отрицательных.

    Тренировка и выработка определённых умений, знаний и навыков; причём это могут быть и психологические умения, и физические, тренер здесь может и не обладать сам нужными навыками, его задача: помочь их приобрести обучаемым.

    Обучение, которое помогает перенести знания и опыт тренера обучаемым; отличается от предыдущего пункта тем, что тут преподаватель знаток и мастер своего дела.

    Постепенное формирование личности и её самораскрытие; чаще всего относится к психологии, так как помогает человеку получить знания о самом себе, не обучаясь ничему конкретному.

В рамках одного тренингового центра могут быть использованы все методики для достижения цели. Причём человек вполне может посещать их все. Ознакомившись с описанием, можно понять, что в некоторых случаях потребуется первоклассных специалист своего дела, в других – просто опытный психолог, в третьих – личность с харизмой, в четвёртых – просто интересный собеседник и «душа компании». Идеально, когда эти все черты имеются в одном человеке, который тогда сможет стать тренером-универсалом, проводящим несколько тренингов, каждый из которых безусловно имеет успех.

Кадровый вопрос – самый серьёзный, и его решение может затянуться надолго, потому что грамотных специалистов, которые при этом умеют работать с людьми, не так-то просто найти. Впрочем, их можно обучить, и тут на помощь могут прийти ассоциации, которые имеют в своём штате опытных наставников для обучения будущих тренеров.

Что интересно, в рамках одного центра и хорошо проводить тренинги разной направленности. Причём, если имеется лицензия, можно заниматься и настоящей подготовкой или переподготовкой кадров высшей квалификации, и простыми «консультационными» услугами. И даже бытовыми советами. Ведь никто не запрещает включить несколько классификаторов и работать в соответствии с каждым из них. Особенно, если имеется множество идей и люди, способные их реализовать.

Да, успешным будет тот тренинг, который даёт людям что-то новое, не копирует уже имеющиеся на рынке программы и реально действует. Разработать такую концепцию бывает непросто, но в этом случае и гонорар будет весьма существенным. Без хорошей идеи (вне зависимости от сферы тренинга) выйти и, во всяком случае, удержаться на рынке будет невозможно. Обычно опытные тренеры, которые имеют известное имя, располагают своими собственными программами, но такой человек будет требовать высокий процент от собранной суммы и ставить определённые условия. Да и найти его не так легко.

О чём часто забывают тренинговые компании – это о последующем обслуживании, о так называемом «посттренинге». В соответствии с теориями менеджмента, человек – существо не всегда нацеленное на получение информации и её усваивание, поэтому многие члены группы по завершению курса приобретут только обрывочные знания. Посттренинг позволяет выявить то, что не было освоено учениками, определить причины этого и привести к завершению программу обучения. Причём стоимость посттренинга лучше включать в изначальную стоимость курса, ведь в проведении анализа после окончания программы заинтересован и сам тренер. В некоторых случаях это можно делать вообще бесплатно, потому что такая практика позволит определить слабые стороны программы (и самого тренера), доработать их и вывести на рынок усовершенствованный продукт. Посттренинг – один из инструментов развития и повышения собственной квалификации. Но не единственный.

Но любое начинание интересно только в случае, если оно приносит деньги. Проведение тренингов будет оплачиваться по-разному в зависимости от тематики, но, как правило, бизнес-тренинги дороже тренингов личностного роста. Как минимум хотя бы потому, что в первом случае обучаются топ-менеджеры, во втором – домохозяйки (это условное деление, но точно показывающее разницу). На стоимость услуги сильно сказывается и репутация тренера, потому что именитые лекторы могут только за своё имя взимать больше половины стоимости тренинга. В итоге тренер забирает себе от 50 до 80% от собранной суммы, но, если учитывать, что предприниматель фактически ничего сам не делает, то он будет получать пусть меньший, но пассивный доход.

Но в этом случае особенно рентабельно нанимать нескольких тренеров, которые ведут несколько тренингов. И наладить такую работу, чтобы были минимальные простои по времени. Чтобы это обеспечить, придётся немало потратиться на рекламу, но в итоге эти вложения оправдают себя.

1339 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 45952 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

За 200 тысяч рублей можно открыть агентство, которое помогает в получении медицинской лицензии, в эту сумму войдёт стоимость аренды, деньги на регистрацию, ремонт и оборудование офиса. Если не заклады...

Щарыпова Елена Владимировна,

Педагог-психолог МАОУ гимназия №55 города Томска

Тренинг личностного роста для педагогов, направленный на изменение восприятия самого себя; формирование положительной самооценки, оптимизм, умение принимать самого себя; умение воспринимать окружающих адекватно и позитивно.

Тренинг личностного роста для педагогов

В современном обществе человек живет в окружении разнообразных проблем, связанных с его социальной жизнью, материальным положением, межличностными отношениями и многими другими.

И живя в рамках уже существующей общественной системы, далеко не каждый успевает задумываться о своем предназначении, внутреннем мире; о самопознании, самосовершенствовании, не успевает, как говорил еще Марк Аврелий, «смотреть внутрь себя».

По-нашему мнению, гармонизация и духовный рост личности способны быть «универсальным средством» в решении многих жизненных вопросов – сила человека в нем самом.

Серьезные проблемы возникают у педагога, которые не умеют общаться в обычной и профессиональной жизни, где необходимо отказываться от многих привычек и ломать стереотипы. Неподготовленному педагогу очень трудно выйти из этой ситуации без потерь, нервных срывов и даже заболеваний, депрессий, конфликтных ситуаций. Поэтому, педагог должен находиться в постоянном личностном росте.

Личностный рост педагога изменяет общую характеристику личности педагога – расширяет диапазон гуманности, справедливости, честности, демократичности, способствует повышению эмпатии, гибкости поведения в зависимости от ситуации, профессиональной компетентности в практической передаче знаний, способность к поиску нового, осуществляет постоянную рефлексию настроения, достижения.

Личностный рост педагога меняет восприятие самого себя - формирует положительную самооценку, оптимизм, учит принимать самого себя, учит воспринимать окружающих адекватно и позитивно.

Когда происходит личностный рост педагога, то у него меняются профессиональные функции, т.е. от традиционной трансляции знаний и развития ребенка до процесса открытия и самостоятельного выбора ребенка, развития индивидуальной креативности во всех сферах жизни. У педагога меняются цели образования – появляется желание помочь каждому ребенку стать исследователем и развить способность к обучению на всю жизнь.

Основная гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы и внутриличностные конфликты, мешающие работать радостно и счастливо, прежде всего, во взаимодействии с детьми и родителями.

Цель: Активизация процесса самопознания у педагогов, помощь педагогу в изменении своего отношения к социальному окружению и к собственной личности, в умении выражать себя своими индивидуальными средствами, характерными для каждого.

Задачи:

    Сформировать адекватную самооценку профессиональных качеств и уровня притязаний.

    Обрести навыки конструктивного самопознания.

    Выработать успешное поведение.

    Научиться воспринимать и понимать себя.

    Развивать коммуникативные навыки и групповую сплоченность.

Ход тренинга

Упражнение «Моя визитная карточка»

Цель:

Это игровое упражнение по форме проведения напоминает всем известную игру «Снежный ком».

Участники игры садятся в круг. Один из них, например, говорит « Меня зовут Миша, я люблю пельмени » ; следующий говорит « Меня зовут Андрей, пельмени я тоже люблю, особенно со сметаной, но еще я люблю играть на гитаре » ; третий говорит « Меня зовут Сергей Владимирович, пельмени я не люблю, так как недавно съел их очень много; на гитаре играть не умею, хотя мечтаю научиться, но зато я хорошо играю в футбол » и т.д. То есть каждый из участников, выступающих с « визиткой » , сначала повторяет все вышесказанное, но по отношению к себе, а затем добавляет еще что-то свое. Таким образом, все имеют возможность сказать о себе и узнать о других.

Игра «Добрый день, шалом, салют!» (Упражнение-разогрев для участников группы)

Участники представляются и приветствуют друг друга на разных языках Материалы. Для каждого участника необходимо приготовить карточку, где написано слово «здравствуйте» на разных языках. (Возможно, с помощью членов вашей группы вы расширите список слов-приветствий.)

Приветствия

    Италия: Bon giorno;

    Швеция: Grüezi;

    США: Hi;

    Англия: Hello;

    Германия: Guten Tag;

    Испания: Buenos Dias;

    Гавайи: Aloha;

    Франция : Bonjours, Salut;

    Малайзия : Selamat datang;

    Россия: Здравствуй;

    Чехия: Dobry den;

    Польша: Dzièn;

    Япония: Konnichiwa ;

    Израиль: Shalom;

    Египет: Asalamu Aleikum;

    Чероки (США): Schijou;

    Финляндия: Hyvä päivää;

    Дания: Goddag;

    Турция: Merhaba.

Попросите участников начать игру, встав в круг.

Пройдите по кругу, держа в руках (или в коробке) заготовленные карточки, и пусть каждый вытащит, не глядя, по одной.

Предложить членам группы прогуляться по помещению и при этом здороваться с каждым встречным: сначала поприветствовать его, затем назвать собственное имя.

В заключение предложите участникам кратко обменяться впечатлениями.

Игра-активатор «Друг к дружке»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, регуляция психического и эмоционального состояния.

Ведущий: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны будете поменять партнера.

    Правая рука к правой руке!

    Левая рука к левой руке!

    Спина к спине!

    Друг к дружке!

    Бедро к бедру!

    Ладошка к ладошке!

    Пятка к пятке!

    Друг к дружке!

    Носок к носку!

    Живот к животу!

    Большой палец руки к большому пальцу руки!

    Друг к дружке!

    Бок к боку!

    Колено к колену!

    Мизинец к мизинцу!

    Друг к дружке!

    Затылок к затылку!

    Локоть к локтю!

    Кулак к кулаку!

Рефлексия чувств:

    Особое внимание уделяется тому, насколько трудно и легко было преодолевать выполнять упражнения.

Игра «Веревочка»

Цель : сплочение группы, выявление лидера.

Материалы: веревка длиной около 6 метров.

Участники стоят в кругу, держась руками за общую веревку. Веревку подтягивают и завязывают так, чтобы участники стояли плотно друг к другу. Затем следует команда: «Закрыть глаза и не открывать их» – и задание: «Образуйте квадрат». Сначала возникает пауза и полное бездействие участников игры, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить построить квадрат, звезду, шестиугольник, ромб. Это упражнение показывает важность самоорганизации группы, обнаружение лидеров, использование веревки как средства коммуникации. При обсуждении задаются вопросы: «Как произошло выдвижение лидера? Что было наиболее трудным в решении задачи?»

Упражнение «Найди пару»

Цель : сплочение участников тренинга.

Участники садятся в круг.

Ведущий: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

Психолог раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, ведущий тоже принимает участие в упражнении).

«Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого - найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».

Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.

В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

Упражнение «Идеальный педагог»

Ход упражнения

1 этап

Ведущий. Многим из нас свойственно стремление к совершенству. Что же такое совершенство. Давайте назовем по кругу ассоциации со словом «совершенство».

По определению Ожегова, совершенство – это полнота всех достоинств, высшая степень какого – либо положительного качества (довести до совершенства, верх совершенства).

Давайте поищем положительные черты своего характера, которые замаскированы в нашем имени.

2 этап

Ход упражнения. Участники разбиваются на 2 группы – родители и педагоги по форме бейджей – сердечки и цветочки.

Ведущий. В течение 4 минут каждая группа формирует и записывает на листочке качества идеального, с их точки зрения, педагога. Затем каждая группа предлагает свой вариант с пояснениями. (Ведущий записывает на доске).

Потом все объединяются в одну группу и уже с общей позиции находятся 6 качеств совершенного педагога. (Ведущий записывает на доске).

Ведущий. Теперь мы с вами попробуем оценить себя по предложенным 6 критериям (участникам раздаются бланки со шкалами самооценки (См. приложение к тренингу) . Самооценивание проводится анонимно). Уровень развития каждого выбранного качества можно условно изобразить цифрой. Нижняя точка – это нижняя ступень развития, а верхняя – наивысшее. (Участники выполняют задание). Посмотрите на ваши шкалы, если ваши отметки на шкале пересекаются или находятся около 10, мы вас поздравляем, вы близки к совершенству. Ну а если расстояние между точками большое или они находятся ниже пяти, замечательно, вам есть к чему стремиться.


Упражнение «Нарисуй свою мандалу»

Цель : снятие стресса, усталости, напряжения или внутреннего конфликта.

Нарисуйте простым карандашом круг диаметром, соответствующим размеру вашей головы. До края листа должно оставаться не меньше 3 см. Найдите в круге центральную точку, которая вызывала бы у вас ощущение равновесия. Это поможет вам достичь устойчивого состояния. Вспомните про те природные формы, которые растут и развиваются из центра, например, про цветы, снежинки или морские раковины. Вы являетесь частью природы, и поэтому у вас тоже есть некий центр, из которого вы можете расти и развиваться. Начните рисовать с этого центра – вашего центра – изображая определенную фигуру того или иного цвета, и пусть композиция вашего рисунка выстраивается сама собой, как бы без вашего непосредственного участия. С помощью этого рисунка вы сможете узнать о себе нечто новое. Когда вы закончите рисовать, вы сможете обсудить вашу мандалу со всеми участниками тренинга.

Упражнение «Счёт»

Цель: Снятие напряжения путем создания положительного эмоционального фона.

Все участники садятся по кругу.

Ведущий: «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».

Ведущий несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5-7, в середине - 1-2. В ходе выполнения упражнения ведущий блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

При обсуждении психолог может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у вас была тактика?», «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других. В ходе более детализированного обсуждения можно говорить о проявлении инициативы и проблемы принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.

Упражнение «Душечка-Марфушечка»

Все члены группы выходят за дверь. В помещении остается один человек. Ведущий зачитывает ему некий текст. Далее по одному в зал приглашаются участники и текст передается от одного к другому. После завершения передачи текста всем участникам зачитывается первоначальный текст.

«Марфуша была примерной девушкой. На демонстрации не ходила. Секс по пятницам и только с мужем. Вот пошла она в лес и повстречала НЛО. И с тех пор у нее все переменилось: дома сплошные демонстрации и продукты только с рынка».

Делается вывод о том, как рождаются слухи и недоразумения по поводу искажения информации.

Игра «Ладонь»

Инструкция: Все участники тренинга стоят, образуя круг. Правая ладонь сверху – что я отдаю хорошего, левая ладонь снизу – что я беру, чего мне не хватает.

Анализ:

    Какие чувства вы испытали?

    Открылся ли кто-нибудь из коллег с неожиданной стороны?

Упражнение «Ценное качество»

Участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас подумает над тем, какое качество он больше всего ценит в людях. После того как вы сделаете свой выбор, придумайте (или вспомните) короткий рассказ, историю, притчу, которые несли бы информацию о выбранном вами качестве. Услышав ваш рассказ (историю, притчу), остальные участники группы должны понять, о каком качестве идет речь».

После первого, а также каждого из последующих рассказов ведущий обращается к группе с вопросом: «Как вам кажется, о каком качестве шла речь?» (или: «Как вам кажется, о каком качестве нам хотела сообщить Елена Викторовна?»). После того как участники группы выскажут свои предложения, тренер обращается к самому рассказчику и просит его сказать, какое качество выбрал он.

Упражнение позволяет участникам тренинга лучше узнать друг друга, оно побуждает педагогов к проявлению творческой активности, развивает воображение. Кроме того, оно побуждает вникать в смысл того, что рассказывает один из них, а эта задача соответствует содержательным целям многих тренинговых программ личностного роста.

Правила поднятия самооценки

Все человечество состоит из оптимистов и пессимистов. А по отношению к себе, к своим способностям и возможностям все люди делятся на уверенных в себе, имеющих высокую самооценку, и малоуверенных в себе, имеющих заниженную самооценку. Если у первых все хорошо, то вторые не прочь изменить свою жизнь. Существуют определенные правила:

    Утром приложите максимум усилий, чтобы выйти из дома в наилучшем виде. В обед взгляните в зеркало, чтобы проверить, все ли в порядке. Последний раз сделайте это перед сном.

    Помните о том, что большинство окружающих вас не знают о ваших недостатках, либо не замечают их. А изъяны есть у всех!

    Помните, что люди не замечают вещей столь очевидных для вас. Вы чувствуете, что у вас дрожат колени, а для других вы просто стоите в расслабленной позе.

    Не будьте излишне критичны к другим. Если вы постоянно отмечаете недостатки других людей и это стало вашей привычкой, от нее следует немедленно избавиться, иначе вы все время будете думать, что ваши внешность, одежда, поступки тоже отличная мишень для критики.

    Помните, что люди больше всего любят слушателей. Вам совершенно не обязательно выдавать фейерверк остроумных и блестящих мыслей. Внимательно слушайте других и они будут вам благодарны.

    Будьте искренни. К примеру, вы не понимаете, о чем идет речь. Признайтесь в этом. Пытаясь быть холодным и отстраненным, вы лишь отталкиваете от себя людей.

    Найдите кого-нибудь в своем окружении, с кем вы можете разделить волнения и переживания. Сами подойдите к тому, кого выбрали, от этого выбора вы выиграете оба.

    Помните, что стеснительность может сделать некоторых людей агрессивными. Если с вами кто-то разговаривает резко, не думайте, что виноваты в этом только вы. Может, для такого человека это единственный способ побороть смущение.

    Самое худшее, что вы можете сделать – это выставить себя в невыгодном свете. Но если подобное произойдет, то окружающие будут относиться к вам с симпатией: ведь вы дали им возможность испытать чувство превосходства.

Арт-терапевтическое упражнение «Солнечная поляна»

Цель : снятие напряжения путем создания положительного эмоционального фона.

Материал : лист ватмана, на котором нарисована поляна, трава и солнце.

Цветная и белая бумага, фломастеры, маркеры, акварельные краски, ножницы, клей. Магнитофон и аудиокассета с записью звуков природы.

Инструкция : Представьте, что мы находимся на чудесной солнечной поляне, где вот-вот раскроются бутоны разных прекрасных цветов. Это и ромашки, и васильки, и одуванчики, и ландыши. И каждый из вас сможет найти на этой поляне свой цветок. А теперь возьмите бумагу, карандаши или фломастеры и нарисуйте цветок, который появился в вашем воображении.

Вырежьте этот цветок, раскрасьте, напишите на нем пожелания своим друзьям и приклейте на нашу солнечную поляну.

Посмотрите, какая получилась прекрасная поляна с цветами! Если подойти к ней поближе, мы сможем прочитать пожелания и почувствовать аромат цветов. Они ободряюще улыбаются всем нам и желают удачной сдачи экзаменов.

Примечание : Создание участниками тренинга цветочной поляны сопровождается звуками природы или легкой приятной музыкой. (Например, можно использовать мелодии композитора Е.Доги, «Симфонию любви» Ф.Гойи, классические произведения Моцарта, Бетховена и др.).

Анализ:

  • Какие чувства у вас возникли после выполнения упражнения?

Рефлексия.

    По кругу продолжить фразу «Сегодня я….».

Подведение итогов тренинга. Прощание.

Приложение

Шкала для самооценивания